Канонерская лодка “Кореец”. Мореходные канонерские лодки типа "кореец" Каким типом корабля был кореец

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".

В Канонерская лодка “Кореец”

Слава оказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.


К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра.
На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой. В присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

Понимая,что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена. На "Корейце" стали готовиться к взрыву. Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на борт французского крейсера «Паскаль» раненых, а затем и остальных членов команд. С "Корейца" последним сошел его командир Г. П. Беляев.
Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием.
Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г
В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

Водоизмещение 1334 т,
мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
скорость хода 13,5 узла.
Длина наибольшая 66,3 м,
ширина 10,7,
среднее углубление 3,5 м.
Бронирование: палуба 12,7 мм.
Вооружение: 2 — 203-мм орудия, 1— 152-мм орудие, 4— 9-фунтовых, 2— 47-мм,
4— 37-мм и 1 десантная пушки.


В начале 1904 года обстановка на Желтом море с каждым днем становилась все тревожнее. Ощущение приближавшейся войны уже овладело многими русскими моряками, несшими свою службу в дальневосточных водах. И лишь в далеком Петербурге под шпилем адмиралтейства продолжала витать уверенность, будто Япония не осмелится напасть на великую империю... 5 января 1904 года (по старому стилю) канонерская лодка “Кореец” прибыла в качестве стационара (то есть для постоянного нахождения) в порт Чемульпо, сменив канонерку “Гиляк” ушедшую в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова. На рейде пришедший корабль встретил крейсер “Варяг”, будущий “товарищ по оружию” старой канонерки. “Кореец” к тому времени уже считался ветераном Сибирской флотилии. Вскоре после вступления в строй в 1888 году он отправился на Дальний Восток и с тех пор не покидал тихоокеанские воды.


Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка
“Кореец”-II (класс "Гиляк")

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец” в военном конфликте с Китаем.

В 1900 году канонерка участвовала в военном конфликте с Китаем и отличилась при бомбардировке фортов крепости Таку на реке Байхэ.

15 мая 1900 года командующий войсками Квантунской области адмирал Алексеев получил от русского посланника в Китае тревожную телеграмму. Опасаясь возможного нападения на посольство восставших китайцев - «боксеров», дипломат просил срочно прислать в Пекин 100 моряков. На следующий же день броненосец «Сисой Великий», крейсер «Дмитрий Донской», канонерские лодки «Гремящий» и "Кореец" и минные крейсера "Всадник" и «Гайдамак» вышли из Порт-Артура к устью реки Байхэ - ведущей к столице «Небесной империи». 18 мая рота моряков и взвод казаков при одном орудии высадились с кораблей и погрузились с подоспевшими к устью Байхэ французским и итальянским десантами на баржу, которая должна была доставить их в город Тяньцзин, расположенный на полпути к Пекину. Но когда баржа в сопровождении «Корейца» двинулась вверх по реке, с фортов Дагу, запирающих вход в Байхэ, загремели выстрелы, И хотя караван благополучно достиг пункта назначения, откуда десанты поездом отправились в Пекин, стало ясно: китайские правительственные войска готовы присоединиться к «боксерам» в их борьбе против иностранной интервенции.

Это побудило командующего войсками Квантунской области выслать в столицу двухтысячный отряд полковника Анисимова, но восставшие блокировали его в Тяньцзине. Необходимо было поддержать осажденные отряды с кораблей, находившихся на рейде Дагу... Не оставалось сомнений: сообщение кораблей с Тяньцзином будет прервано, если не принять срочных мер к захвату фортов - четырех мощных укреплений, тянувшихся вдоль морского берега по обоим берегам Байхэ на протяжении трёх километров. 240 тяжелых орудий могли вести оттуда круговой обстрел и были способны поражать цели как в устье, так и на самой реке. Но главной защитой бастионов от врага было мелководье, которое не давало грозным броненосцам подходить к берегу ближе, чем на 20 км...

В 5 часов вечера на борту русской канонерской лодки «Бобр» собрался военный совет командиров, чьи корабли могли подойти достаточно близко к фортам, чтобы вступить в самоубийственное единоборство с их артиллерией. Таких в международной эскадре оказалось всего девять, то были миноносцы и канонерские лодки. Так перед неброненосными канонерскими лодками была поставлена роковая для них задача - дуэль с береговыми укреплениями. Ночь была темная. Черная длинная линия фортов, грозная и безмолвная, едва была заметна при тусклом сиянии луны, прятавшейся за облаками. На всех судах разведены пары, и орудия заряжены... На новом форту сверкнул огонь. Грянул выстрел, и граната, жужжа, пронеслась над «Гиляком». Форты засветились. Снаряды за снарядами проносились над лодками. На наших судах пробили боевую тревогу. Сперва «Бобр» подал сигнал, затем «Гиляк», «Кореец» и «Олджерин» стали отвечать своим огнем...

По всем правилам ведения войны небронированные канонерки, стоявшие в виду фортов, должны были быть уничтожены огнем тяжелых орудий. Но получилось иначе. Наведенные на цель днем во время прилива китайские орудия все время давали перелеты, так как артиллеристы не учитывали начавшегося в полночь отлива. И, тем не менее бой оказался тяжелым.

Около 3 часов ночи китайская граната угодила в носовой погреб «Гиляка», вызвав взрыв 136 снарядов для 75-мм орудий. Взрыв сорвал и вспучил палубу над погребом и вызвал жесточайший пожар, который, правда, удалось ликвидировать через 15 мин. Всего в «Гиляка» попало 3 снаряда, было убито 8 и ранено 48 человек. Примерно в то же время взорвался снаряд и на «Корейце», в кают-компании над бомбовым погребом начался пожар. В то время как экипаж лодки боролся с огнем, новый снаряд пронизал борт, разрушил все офицерские каюты и водонепроницаемую переборку в машинное отделение. Когда лейтенант Бураков бросился по трапу вниз, чтобы ликвидировать возникшей пожар, разрыв новой гранаты сразил его и троих матросов. Как будто в ответ на это пироксилиновый снаряд, выпущенный из правого 203-мм орудия «Корейца», подорвал пороховой погреб на одном из фортов. Всего 6 снарядов попало в «Корейца», 9 моряков погибли, 20 были ранены. К 6.30 утра все было кончено. Все четыре форта были в руках союзников.

Канонерская лодка “Кореец” в Русско-Японской войне.

Слава крейсера “Варяг” сказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.

В этот день командир “Варяга” капитан 1 ранга В.Ф. Руднев, встревоженный внезапным прекращением телеграфной связи с Порт-Артуром, решил использовать “Корейца” для отправки срочных депеш наместнику. Канонерка снялась с якоря в 15.45, но, не прейдя и двух миль, была встречена в фарватере японскими кораблями. Они шли в двух колоннах: справа - четыре крейсера, слева - четыре миноносца. Вдали за островом Иодольми маячило еще несколько силуэтов кораблей. Предупредив “Варяга” флажным сигналом, “Кореец” вошел в узкий коридор между колоннами японских кораблей. Внезапно один из крейсеров преградил путь русской канонерке, а эсминцы стали попарно заходить с обоих бортов. Командир "Корейца" капитан ІІ ранга Г. П. Беляев повернул назад, к Чемульпо, и тогда японцы предприняли торпедную атаку...

Попадания первой торпеды канонерке удалось избежать, благодаря начатому повороту, вторая тоже прошла мимо, третья, которая неотвратимо приближалась, к правому борту, неожиданно затонула в нескольких метрах от лодки, четвертую атаку Беляев сорвал, устремившись на таран: уклоняясь от него, японский миноносец не сумел выпустить торпеды. В ходе этих атак “Кореец” сделал два выстрела из 37-мм орудий - им суждено было стать первыми выстрелами начавшейся русско-японской войны...

На следующий день на “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции - трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой.

К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром - 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра. Поэтому в присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Командующий японской эскадрой Уриу поджидал русские корабли в 10 милях от Чемульпо, видимо, не сомневаясь в сдаче противника, попавшего в совершенно безвыходное положение. Но “Варяг” не ответил на сигнал японцев с предложением сдаться, поднятый на крейсере “Нанива”. На стеньгах и гафелях русских кораблей затрепетали боевые андреевские флаги. В 11.45 с дистанции 40 - 45 кабельтовых прогремели первые залпы с “Асамы”...

Тихоходному и вооруженному устаревшими орудиями ветерану Сибирской флотилии “Корейцу”, вести сражение было еще труднее, чем слабо защищенному, но современному “Варягу”. Тем большее уважение вызывает героизм экипажа канонерки, в течение часа непрерывно стрелявшего по противнику и в критический момент боя вызывавшего огонь на себя, прикрывая отход израненного крейсера...

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По сведениям с итальянского крейсера «Elba» и по свидетельству лиц, находившихся на катере (крейсера «Talbot»), возвращавшемся во время боя с японской эскадры, неприятель в бою при Iodolmi потерял миноносец, затонувший около японских крейсеров. По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море. Кроме того, неприятель понес серьезные потери в личном составе. Эти и другие потери неприятеля вызвали угнетенное настроение в японском населении, и празднества и торжества, заранее готовившиеся в Сеуле, Чемульпо, Шанхае и в самой Японии, были отменены.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

В 12 часов 45 минут русские корабли вернулись на рейд Чемульпо. Даже беглый осмотр повреждений, полученных “Варягом” в бою, показал, что боеспособность крейсера фактически утрачена: в исправности осталось только два 152-мм орудия; невосполнимыми (до 45% палубной команды) были людские потери. Военный совет констатировал, что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, а поэтому было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена.

Последним с “Корейца” сошел его командир Г.П. Беляев. Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв - сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей... На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием. Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г.”.

Канонерская лодка “Кореец”: ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» - русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

  • Водоизмещение 1334 т,
  • мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
  • скорость хода 13,5 узла.
  • Длина наибольшая 66,3 м,
  • ширина 10,7,
  • среднее углубление 3,5 м.
  • Бронирование: палуба 12,7 мм.
  • Вооружение: 2 - 203-мм орудия, 1- 152-мм орудие, 4- 9-фунтовых, 2- 47-мм,
    4- 37-мм и 1 десантная пушки.
Всего по одному проекту построено 9 кораблей: «Кореец», «Манджур» и «Хивинец» - на Балтике; «Донец», «Запорожец», «Кубанец», «Терец», «Уралец» и «Черноморец» - на Черном море. «Хивинец» строился позднее, в строй вступил в 1906 году и отличался вооружением:
2- 120-мм орудия 8- 75-мм пушек и 4 пулемета.

Канонерская лодка “Кореец”- II в Русско-Германской войне.

11 мая 1905 года - за две недели до Цусимы - в Петербурге в Новом Адмиралтействе заложили первую канлодку нового типа. Ее назвали “Гиляк” в честь предшественницы, погибшей в Порт-Артуре. В 1906 году на петербургских верфях заложены остальные корабли серии, названные в честь порт-артурских канонерок: “Бобр”, “Кореец” и “Сивуч”.

После ухода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, лишившего Балтийский флот практически всех современных броненосцев и крейсеров, перед русским командованием со всей остротой стала проблема обороны самого Петербурга. И оказалось - единственной защитой Финского залива от возможного вторжения противника могут стать минные заграждения. Но сами по себе они пассивны, ибо с помощью тральщиков не так уже трудно расчистить путь сипам вторжения. Однако можно увеличить устойчивость заминированного участка, расположив за ним корабли, способные артиллерийским огнем воспрепятствовать работе тральщиков. В 1905 году было решено, что такими кораблями должны стать канонерские лодки нового типа, по водоизмещению близкие к прежним канонеркам береговой обороны, а по вооружению - к “колониальным” стационарам, поскольку предназначались они для борьбы с небольшими небронированными тральщиками в своей прибрежной зоне.

В день закладки “Гиляка” в Новом Адмиралтействе сошел на воду “Хивинец”, однотипный с первым “Корейцем”, но вооруженный двумя 120-мм и восемью 75-мм пушками. Эти пять кораблей вместе с еще двумя такими же канонерками более ранней постройки “Грозящий” и “Храбрый” (37) составили отряд, предназначенный для поддержания минной обороны, с которым Балтийский флот вступил в первую мировую войну. И когда в августе 1915 гада германский флот предпринял попытку прорваться в Рижский залив, его встретили в числе других кораблей и русские канонерки...

8 августа в 3.50 утра немецкие тральщики начали очищать от мин фарватер в Ирбенском проливе. Их поддерживала армада из нескольких десятков линейных кораблей, крейсеров и миноносцев. Чтобы воспрепятствовать им, к минному заграждению в 5.00 подошли русские канонерки “Грозящий” и “Храбрый”, а в 10.30 - линейный корабль “Слава”. Несколько часов длилась канонада, враг медленно продвигайся вперед, несмотря на то, что на минах подорвались два тральщика, крейсер и миноносец. Наконец, в 11.45 немцы прекратили операцию. 16 августа “Грозящий”, “Храбрый” и “Слава” снова вступили в противоборство с вражеской эскадрой. В этом бою командир“Славы” приказал затопить отсеки одного борта - корабль накренился. В результате угол возвышения орудия увеличился, а вместе с тем возросла и дальность стрельбы. И все же благодаря огромному превосходству в силах немцы продолжали движение в глубь Ирбенского пролива. А 19 августа в 9.30 вражеская эскадра вошла в Рижским залив...

Спасаясь, что канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец”, которые поддерживали флаг русских войск у Усть-Двинска, попадут в руки противника, командование приказало обеим лодкам спешно идти в Моонзунд для присоединения к главным силам. В 19.30 в вечерней мгле русские канонерки наткнулись на немецкий крейсер “Аугсбург” и два эсминца и вступили с ними в перестрелку. Спустя 20 минут к месту боя подошли два германских дредноута и еще семь эсминцев. Приняв “Сивуча” за “Славу”, немцы открыли но нему ураганный огонь и предприняли торпедные атаки. В результате неравного получасового боя “Сивуч” был потоплен, а “Кореец” сумел скрыться в темноте под берегом.

На следующее утро, находясь среди береговых отмелей у мыса Меррис, командир “Корейца” получил с берега ложное сообщение о высадке немецкого десанта в Пернове. В ответ на донесение “Корейца” командир минной дивизии сообщил, что он не сможет оказать помощи канонерке. Считая себя отрезанным от Моонзунда и обреченным на захват немцами, командир лодки свез команду на берег и взорвал корабль...

Канонерская лодка “Кореец”- II: ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

Заложена 11 мая 1905 года в Петербурга в Новом Адмиралтействе, спущена на воду 27 октября 1906 года, вступила в строй в 1907 году.

  • Водоизмещение 960 т,
  • мощность двух паровых машин тройного расширения 890 л. с.,
  • скорость хода 12 узлов.
  • Наибольшая длина 66,5 м,
  • ширина 11,
  • среднее углубление 2,2 м.
  • Толщина брони боевой рубки 20,3 мм.
  • Вооружение: два 120-мм скорострельных орудия, четыре 75-мм пушки, 3 пулемета.
Всего построено четыре единицы: “Гиляк”, “Бобр”, “Кореец” и “Сивуч”. “Бобр” и “Сивуч” строились на Невском заводе, а “Кореец” стал последним военным кораблем, построенным на Путиловской верфи.

Использованы материалы порталов:

http://www.tsusima.narod.ru Сайт "Военно-морская история"

http://mkmagazin.almanacwhf.ru Архив журнала "Моделист-Конструктор"

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 2 × 203-мм (35 кал);
  • 1 × 152-мм (35 кал).

Универсальная артиллерия

  • 4 × 9-фунтовых,;
  • 4 × 37-мм и одно 63,5-мм десантное орудия.

Однотипные корабли

«Манджур», «Донец», «Запорожец», «Кубанец», «Терец», «Уралец», «Черноморец»

Общие сведения

Мореходные канонерские лодки типа «Кореец» разрабатывались для службы на Дальнем востоке в 1885г. Они отличались от предыдущих типов большими водоизмещением и мореходностью, и наличием нескольких тяжелых орудий.

История создания

После Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. морское ведомство решило разработать новую программу кораблестроения, которая обеспечивала бы равенство сил с объединенными флотами Германии, Дании и Швеции на Балтике; с турецким флотом на Черном море и превосходство над объединенными морскими силами Китая и Японии на Дальнем Востоке. Позднее программу несколько раз пересматривали, в итоге в программе уделялось основное внимание созданию броненосного флота на Черном море.

Программой предусматривалось:

  • для Черноморского флота построить восемь броненосных кораблей, два крейсера 2-го ранга и 19 миноносцев. Эти корабли должны были составить ядро будущего флота на Черном море, превосходящего по численному составу и мощи турецкий флот
  • для Балтийского флота построить 16 броненосных кораблей, четыре крейсера 1 -го ранга, девять крейсеров 2-го ранга, 11 канонерских лодок и 100 миноносцев. Этот флот должен решать все задачи по обороне русского побережья и при необходимости проводить операции в открытом океане вдали от своих берегов, ведя наступательные действия против флотов Германии или Англии
  • для Дальнего Востока из-за ограниченных задач по «обороне важнейших пунктов побережья», в основном постов и немногочисленных городов, оборону указанных объектов осуществить при помощи минных заграждений и использования береговой артиллерии. А для обеспечения связи между постами, доставки войск и грузов решено иметь малотоннажную флотилию, в состав которой входили миноносцы и канонерские лодки. В случае возникновения угрожающего периода, который мог привести к военному столкновению с Китаем или с Японией, предполагалось «откомандировать в воды Тихого океана корабли из состава Балтийского и Черноморского флотов».

Спустя пять лет судостроительную программу вновь существенно пересмотрели, а впоследствии и вовсе преобразовали в новую пятилетнюю программу (1890-1895 гг.). В соответствии с ней предусматривалось построить шесть броненосных кораблей водоизмещением по 7500 т, четыре броненосных корабля по 5600, три крейсера 1-го ранга (броненосных), пять канонерских лодок и 50 миноносцев водоизмещением по 120 т. Но эта программа, как и предыдущая, осталась не выполненной.

Однако с 1881 г. успели построить 21 броненосец, в том числе три броненосца береговой обороны (из запланированных 24 по двадцатилетней программе), 10 крейсеров 1-го и 2-го ранга (из запланированных 15), 15 канонерских лодок (из запланированных 11) и 72 миноносца (из запланированных 125).

Из общего числа канонерских лодок:

  • для Балтийского флота построили две («Грозящий» и «Храбрый»);
  • для Черноморского флота - шесть («Запорожец», «Донец», «Черноморец», «Кубанец», «Уралец» и «Терец»);
  • для Сибирской флотилии - семь («Сивуч», «Бобр», «Кореец», «Манджур», «Гиляк», «Отважный» и «Гремящий»).

Предшественники

Заказав для Сибирской флотилии две канонерки - «Бобр» и «Сивуч», Морское министерство решило было начать разработку проектов канонерских лодок для Балтийского моря. Однако вскоре постройку броненосных канонерок для Балтики отменили, заказав новую серию канлодок для Тихого океана.

Постройка и испытания

Канонерская лодка «Кореец» заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме. Спущена на воду 7 августа 1886 года. Вступила в строй в 1887 году.

История службы

«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке, куда он перешёл с Балтики. В 1895-1900 годах нес стационарную службу в японских, корейских и китайских портах. В 1900 году, в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 16 мая «Кореец» покинул Порт-Артур вместе с отрядом адмирала Веселаго, а 18 мая уже принял участие в боевых действиях. 4 июня «Кореец» вместе с союзными канонерскими лодками обстреливал форты Таку, при этом получил 6 попаданий снарядов и потери: 9 убитых и 20 раненых. За доблесть в этом бою «Кореец» был награжден Георгиевским серебряным рожком. В честь убитого в бою офицера канонерской лодки, лейтенанта Е.Н.Буракова, был назван захваченный у Таку китайский миноносец.

Перед началом Русско-японской войны 1904-1905 годов вместе с бронепалубным крейсером 1-го ранга «Варяг» (командир - капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) находился в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) с целью защиты русских интересов. 8 февраля 1904 года «Кореец» был отправлен в Порт-Артур со срочной депешей наместнику, однако японская эскадра контр-адмирала С. Уриу, блокировавшая Чемульпо, преградила ему путь. По некоторым данным, после того, как командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев повернул назад, японские миноносцы выпустили по канонерке три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. На «Корейце» был подан сигнал «отражение минной атаки» и сразу же, так как лодка входила на нейтральный рейд, «отбой». Но после этого сигнала комендор кормовой 37-мм пушки нечаянно выпустил по противнику 2 гранаты.

9 февраля 1904 года «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо и в 11:45 вступили в бой с японской эскадрой, который длился около часа.Перед боем топорами были укорочены мачты и во многом благодаря этому японцы никак не могли попасть в «Кореец»Бой проходил не на слишком большом расстоянии,но устаревшие восьмидюймовые снаряды канонерки не долетала до неприятеля. Японские же снаряды в основном давали перелеты, не причиняя лодке никакого вреда.И все же именно они прикрыли «Варяг» своим огнем при отходе.Замечен один взрыв и пожар на крейсере противника. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда разных калибров.Единственным повреждением канлодки было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было.

Гибель

Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд - знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя.

В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

Место гибели

Залив порта Чемульпо, Корея (37°20′ с. ш. 126°31′ в. д. Координаты: 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.)

Командиры

1891-1894. Спицкий. Александр Максимович 1894-1895. Лебедев. Иван Николаевич 1895-1898. Серебренников. Петр Иосифович 1898-1900. Сильман. Федор Федорович 08-12.1901.Соболев. Александр Яковлевич 1901-хххх. Новаковский. Иван Михайлович хххх-1904. Беляев. Григорий Павлович

См. также

Литература и источники информации

  1. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. - М.: Воениздат МВС СССР, 1948. - 492 с. / Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н.В. Новикова. Составители: В. А. Дивин, В. Г. Егоров, Н. Н. Землин, В. М. Ковальчук, Н. С. Кровяков, Н. П. Мазунин, Н. В. Новиков. К. И. Никульченков,. И. В. Носов, А. К. Селяничев. // Академия Наук Союза ССР.
  2. Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг... - Харвест, 2000. - ISBN 9854338886 .
  3. Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана, 1898-1905: История создания и гибели. - Москва: Военная книга, 2004. -

Канонерская лодка "Кореец"

  • Годы эксплуатации: 1885г - 1904г.
  • Заложена на Стокгольмской ферфи, в Швеции декабрь 1885 год.
  • Спуск на воду произведен в август 1886 год.
  • Введена в строй в 1887 году.

Канонерская лодка Кореец

"Подвиг крейсера Варяг" стал символом несгибаемости русского военного флота. Менее известный участник героического подвига, канонерская лодка "Кореец" совместно с дала бой японской эскадре, пусть короткий и безнадежный. Она была таким же полноправным участником боя. И заслужила таких же почестей как и Варяг. Именно на канонерской лодке, а не на крейсере были самые мощные орудия 208 мм или восьмидюймовки. Варяг имел на борту орудия максимальным колибром 152 мм.
27 января 1904 года, после боя с японской эскадрой в Чемульпо, в отличии от затопленного " " была взорвана экипажем.
На следующий год, была поднята японцами и сдана на металлом.

февраль 1904 года, Чемульпо, взорванная канонерская лодка Кореец

  • Водоизмещение "Корейца" -1224 т. Длинна 66.7, ширина 12.2, высота 3.8 метра.
  • Вооружение: 2 восьмидюймовых орудия - 203мм, 1 орудие - 152 мм, 4 орудия- 107 мм, 2 - 47 мм, 4 - 37 мм, 1 НТА (торпедный аппарат) 381 мм
  • Бронирование лодки - броневая палуба 10 мм
  • Механизмы 2 горизонтальные машины двойного расширения 1724 л.с., 6 огнетрубных котлов, 2 винта.
  • Максимальная скорость - 13,5 узла.
  • Дальность плавания 2850 миль.
  • Экипаж канонерской лодки "Кореец" : 12 офицеров и 162 матроса.

Все матросы - участники боя, получили в награду ЗОВО (Знак отличия Военного ордена). Именно такая аббревиатура встречается в литературе, по простому же "Георгиевским крестом" . Награжденному «Георгием» выплачивалось пожизненное денежное вознаграждение, составлявшее за год 2 рубля 70 копеек (!).
После октябрьской революции 17 года денежные выплаты были прекращены.

Через 50 лет Советское правительство вспомнило о героях. В 1954 году 45 ветеранов, участников морского сражения в Чемульпо, указом правительства награждаются медалью «За отвагу».

Все офицеры обоих морских судов были награждены орденом святого Георгия IV степени. Так же все участники сражения - были награждены специальной медалью за бой крейсера "Варяг" и "Корейца".

Учрежденная медаль за бой крейсера Варяг и канонерской лодки Кореец

Ниже собран пофамильный состав канонерской лодки "Кореец" , с интересными фактами из жизни участников сражения. К примеру один из матросов, после награждения, спустя немного времени потерял наградную медаль.

Если кому-то что либо известно о судьбе участников сражения просьба отписать в комменты.

  1. Адрианов Николай горнист
  2. Адрианов Петр комендор
  3. Акросимов Александр подшкипер
  4. Акрутский Федосий комендор
  5. Анисимов Инокентий матрос
  6. Арискин Василий квартирмейстер
  7. Артеньшин Поликарп квартирмейстер
  8. Базайкин Семен машинист
  9. Балаев Арсений комендор
  10. Барабанщиков Василий матрос
  11. Башмаков Михаил комендор
  12. Белоусов Алексей марсовый
  13. Белых Дмитрий комендор
  14. Беляев Григорий Павлович капитан 2 ранга, командир канонерской лодки «Кореец», награжден за сражение орденом Св. Георгия 4 степени. В 1905 году, командир броненосца «Синоп», член состава суда над бунтарями матросами.
  15. Беляев Федор матрос
  16. Берсеньев Василий парусник
  17. Бершатский Илларион матрос
  18. Беседин Константин кок
  19. Близнюк Владимир матрос
  20. Близнюк Павел матрос
  21. Бирилев Павел Андреевич, год рождения 1881, мичман. Был одним из организаторов взрыва канонерской лодки «Кореец» 9.02. 1904 г.; награжден за бой орденами Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом и Св. Георгия 4 ст.
  22. Богданов Василий минер
  23. Богомолов Яков матрос
  24. Боженов Семен кочегар
  25. Бойсман Владимир Васильевич мичман, Св. Анны с надписью «за храбрость». Сын В.А. Бойсмана (командир «Пересвета») перешел в армию. Умер в эмиграции в г. Териоки (Финляндия) в чине генерал-майора.
  26. Большешапов Степан матрос
  27. Борделюк Мефодий кочегар
  28. Бордуховский Иван рулевой
  29. Борейко Александр матрос
  30. Боринов Александр машинист
  31. Борисов Василий Борисович матрос, родился в селе Юрьево Старорусского района Новгородской области, награждён 4 ст., георгиевской медалью, также были вручены именные часы с надписью «Герою Чемульпо». В школьном музее хранились его медаль участника русской – японской войны, на одной стороне медали: «1904 -1905 гг», на другой - «Да вознесёт нас господь в своё время».
  32. Босков Тихон хозяин отсеков
  33. Бутлеров Александр Михайлович мичман, вахтенный начальник, участвовал в проведении взрыва лодки, орден Св. Анны с надписью «за храбрость»; 30 сентября 1913 г. убит на дуэли с лейтенантом Дурново в Севастополе.
  34. Бочаров Леонтий матрос
  35. Буравлев Петр матрос
  36. Бурков Серафим матрос
  37. Ваганов Николай артиллерийский квартирмейстер 1 статьи, был назначен из числа добровольцев произвести взрыв лодки «Кореец».
  38. Вандокуров Захар сигнальный квартирмейстер.
  39. Васильев Алексей матрос.
  40. Ведерников Александр водолаз
  41. Великанов Степан машинист
  42. Вертоховский Станислав машинный квартирмейстер. Принимал участие в военных действиях 1901 г. под Таку и за это имел Знак отличия Военного ордена 4 ст., 3 ст. получил за Чемульпо.
  43. Волконе (Вологоня) Адам матрос, лишен наград и осужден на 1 год и 6 месяцев за промотание казенных денег и покушение на грабеж с применением насилия.
  44. Волошин (Волошен) Мирон Порфилович квартирмейстер, 1954 г. медаль "За отвагу"
  45. Воронин Прокопий маляр
  46. Вороновский Иван плотник
  47. Вторых Захар минер
  48. Вычугжанин Михаил комендор
  49. Глазунов Павел Дмитриевич писарь, был в числе добровольцев произвести взрыв КЛ «Кореец», было отказано.
  50. Голышев Егор матрос
  51. Гончаров Порфирий водолаз
  52. Грибов Дмитрий матрос
  53. Грышин Михаил матрос
  54. Гринь Даниил матрос
  55. Гуров Тимофей рулевой
  56. Диких Платон ст. командор. Еще до сражения в Чемульпо, принял участие в боевых действиях 1901 года. под Таку, за что и награжден Знак отличия Военного ордена 4 ст., под Чемульпо удостоин ЗОВО 3 ст.
  57. Долганов Михаил квартирмейстер
  58. Дорофеев Иван матрос
  59. Дриждь Анисим матрос
  60. Дробенко Анисим матрос.
  61. Дроних Яков машинист
  62. Дьячков Иван матрос 1 ст., был назначен из добровольцев взорвать «Кореец», приказано сесть в вельбот.
  63. Дурнов Сергей Николаевич мичман
  64. Емельянов Парфирий минный квартирмейстер, участник подготовки лодки к взрыву.
  65. Еременко Корней матрос
  66. Ермолаев Терентий марсовый
  67. Ефимов Павел матрос
  68. Железнов Павел Васильевич
  69. Жернаков Григорий уроженец Черемховского района, Иркутской обл.
  70. Афанасий Жуков водолаз.
  71. Заводовский Егор квартирмейстер
  72. Засухин Анатолий Николаевич р.1861 г. капитан 2 ранга; ст. офицер Сибирского флотского экипажа: орден Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом и Св. Георгий 4 ст.
  73. Захаров Андрей квартирмейстер
  74. Зинович Роман кочегар
  75. Зырянов Денис Кириллович кочегар; 1954 г. медаль "За отвагу" .
  76. Заяц Матвей матрос
  77. Золотухин Иван комендор
  78. Иванов Феоктист марсовый
  79. Каданников Петр санитар
  80. Казачишин Антон матрос
  81. Катунин Алексей матрос
  82. Кнюков Дмитрий марсовый
  83. Козлов Илья квартирмейстер
  84. Колесников Иван машинист
  85. Комашев Устим матрос
  86. Комошев Яков матрос
  87. Константинов Алексей хозяин отсеков
  88. Копылов Иосиф кочегар
  89. Котков Алексей батальер
  90. Кощеев Иван кочегар
  91. Кругленко Павел санитар
  92. Криштофенко Аким (кок), отказавшийся перед боем съехать на берег, Аким был вольнонаемным. Просил командиров выдать ему винтовку; во время сражения находился у кормовой подачи.
  93. Кузнецов Константин сигнальщик
  94. Кулагин Никита ложечник
  95. Кулагин Терентий минер
  96. Кулиничев Порфирий матрос
  97. Куцубинский Ефим матрос
  98. Левицкий Александр Иванов лейтенант, родился в 1886 году. Минный офицер выбран из добровольцев для проведения взрыва, орден Св. Станислава 2 ст. с мечами и Св. Георгий 4 ст.
  99. Лохтин (Локтев)Иван Капитонович рулевой, 1954 г. медаль "За отвагу".
  100. Лыщетный Кузьма матрос
  101. Лукин Степан кочегар
  102. Мазунов Павел писарь
  103. Макаров Терентий матрос
  104. Максимов Николай машинист
  105. Малинников Петр машинист
  106. Мариничев Николай матрос
  107. Меньшиков Даниил боцманмат.
  108. Меркушев Валерий Аполлонович р.1876 г. младший врач, лекарь Сибирского флотского экипажа, награжден за бой орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами (16 апреля 1904 год). Св.Георгий 4 ст.
  109. Михайлов Прокофий Кузьмич, 1954 г. медаль "За отвагу" .
  110. Мойдаос Петр машинист
  111. Мокрушин Федор машинист
  112. Морозов Герасим кочегар
  113. Назаренко Григорий матрос
  114. Никифоров матрос 2 ст.
  115. Никольский Василий фельдшер
  116. Огородников Николай матрос.
  117. Осташев Кузьма кок
  118. Охлопков Алексей сигнальщик, похоронен 50 километров от Иркутска, село Биликтуй (в селе Беликтуй есть музей «Корейца»), в 1954 году награжден медалью «За отвагу».
  119. Плесовский Григорий марсовый
  120. Пахоруков Тимофей матрос
  121. Подеругин Егор кочегар
  122. Подымахин Михаил машинист
  123. Покидаев Василий матрос
  124. Потемкин Василий матрос
  125. Прахов Иван Александрович, 1954 г. медаль "За отвагу".
  126. Пушкар Алексей матрос
  127. Рерлев Василий матрос
  128. Родин Кузьма кочегар
  129. Ромашкин Вальпургий Порфирье (кличка Валик) матрос. На время сражения 18 лет. Получил контузию головы. После высадки (район Гиблартара) с эвакуирующего «Паскаля», в ожидании запаздывающего на неделю парохода «Малайя» (он должен был забрать раненных). Отпросился у командира в отпуск «по ранению» в Севилью. В увольнении влюбляется в Карменситу - будущую жену (венчание состоялось в апреле).
  130. Рудаков Федор квартирмейстер
  131. Рудых Дмитрий кочегар
  132. Румянцев Федор квартирмейстер
  133. Рунцев (Рунуев) Андрей машинист 2 ст. В 1904 году ему исполнился 21 год, смельчак и балагур, во время боя получил ранение в ногу. На крейсер «Тальбот» доставлен в Англию. После возвращения и получения наград, переехал с семьей в Баку. В качестве машиниста ходил по Каспию. За недоказанное соучастие в убийстве офицера был приговорен к расстрелу. Учтя награждение "Георгием", расстрел заменили ссылкой. Был машинистом поезда, в 52 году трагически погиб.
  134. Рышков Иван матрос
  135. Сандерман Элиас кочегар
  136. Сафонов Алексей машинист
  137. Садовников Александр матрос.
  138. Сергеев Гаврила матрос
  139. Симбирцев Сергей (Прокофий) похоронен в селе Биликтуй. квартирмейстер; 1954 г. медаль "За отвагу".
  140. Синицын Иннокентий кочегар
  141. Скибин Феоктист хозяин отсеков
  142. Соколов Дмитрий матрос
  143. Солотков Михаил кочегар
  144. Сопленко Митрофан сигнальщик
  145. Софронов Егор рулевой квартирмейстер.
  146. Софронов Яков боцман, участник подготовки к взрыву «Корееца».
  147. Спиряков Лаврентий Евдокимович минер
  148. Субботин Михаил (Максим) машинист
  149. Степанов Павел Гаврилович, родился в 1863 г. артиллерийский офицер, лейтенант, награжден орденом Св. Станислава 2-ая степень. с мечами и Св. Георгий 4 степени.
  150. Сырельщиков Илья содержатель
  151. Тимохин Василий кочегар
  152. Тирский Дмитрий машинист
  153. Тихонов Яков командор
  154. Торопин Андрей кочегар 2 ст. Был раскулачен, владел хозяйством и 2-этажным бревенчатым домом. Умер в 1946 году, получив повторную похоронку на младшего сына Фрола, внуком ему приходится архитектор А.Н. Шепелев.
  155. Торопов Яков матрос
  156. Трунин Петр матрос
  157. Труфанов Никита матрос
  158. Туев Иван Екимович, жил с 1877 - 1949г. Фельдфебель, участник боев 1901 года, медаль "За отвагу" 1954 год. Часть личных вещей находятся в городском музее Советска.
  159. Тюшняков Степан командор.
  160. Утробин Вячеслав минер, ухитрился потерять "Георгия", после церемонии награждения Москва 14 апрель 1904 год.
  161. Федоров Иван машинист
  162. Франк Валерий Ал. (Иван Леонтьевич) родился в 1880 году. корпус инженер-механиков флота, назначен взорвать «Корееца», награжден орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
  163. Хохлов Ефим кочегар
  164. Хуторков Ф. матрос, впоследствии принял участие в восстании на броненосце «Потемкин»
  165. Цыганов Николай комендор
  166. Чердынцев Семен кочегар
  167. Чуркин Сергей кочегар
  168. Шазуков Емельян матрос
  169. Шаманаев Федор кочегар
  170. Широких Иван матрос
  171. Ярошенко Семен матрос
  172. Ячменев Георгий Иванович содержатель; в 1954 году удостоен медали «За отвагу».
Поделиться: