Ввоз машин без эра глонасс. Система «Эра-Глонасс»

Ввоз подержанных автомобилей еще не так давно был одним из немногих логичных и разумных решений приобретения транспорта. На вторичном рынке России все сложнее подыскать достойный вариант, поэтому многие отдают предпочтение именно европейским или японским вариантам, ввезенным через границу и оформленным на таможне. И если раньше это имело экономический смысл и было вообще возможным, то сейчас такая возможность оказывается не самой приятной. Дело в том, что с 1 января 2017 года каждый автомобиль, ввозимый на территорию России, должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС. До последнего автолюбители и представители бизнеса ожидали изменения и отсрочки от правительства, но этого не произошло. Так что теперь любители заграничного транспорта вынуждены жить по новым правилам. Пока в этом видны только минусы для всех сторон конфликта.

Поток подержанных машин значительно уменьшился сразу же после начала года, это значит, что государство теряет деньги на таможенных платежах. Потенциальные владельцы автомобилей не получили возможности покупки авто, многие придерживают деньги до большей ясности в ситуации. Сегодня мы рассмотрим все возможные обходные пути, поговорим о необходимости введения такого правила для автомобилей. Есть множество особенностей, на которые следует посмотреть. Ввоз подержанных иномарок должен был так или иначе быть урегулирован, так как ввозили в РФ порой совершенно не надежный и экологически чистый транспорт. Но такой способ регулирования стал шоковым для всех и породил невероятные обсуждения в профессиональных кругах. Давайте ближе рассмотрим все особенности нового правила и разберем его плюсы и минусы.

В чем суть нововведения по необходимости ЭРА-ГЛОНАСС на авто?

С 2005 года в России активно развивается система довольно сомнительной прозрачности, которая призвана защитить российских граждан и снизить количество смертей на дорогах. Суть в том, что в авто устанавливается определенное устройство, которое связано с мобильной сетью или спутниками напрямую. В случае ДТП оно автоматически посылает сигналы в колл-центры системы ЭРА-ГЛОНАСС, откуда происходит вызов служб скорой помощи и полиции. Эксперты же говорят о таких скрытых мотивах:

  • возможность слежения за автомобилями, при этом по спутниковой связи можно легко будет узнать все данные об автомобиле, так как в ПТС указан абонентский уникальный номер;
  • у спецслужб будет возможность просто отключать автомобили дистанционно, это отдельная разрабатываемая система, которая призвана дать больше власти полиции;
  • также рассматривается монополистическая структура организации ЭРА-ГЛОНАСС, которая далека от государственной, но получает огромные деньги из бюджета РФ;
  • это способ повлиять на продажи автомобилей русского автопрома, многие иностранные производители отказались связываться с такой весьма странной системой для своих авто;
  • большинству потенциальных покупателей не нравится нарушение законов о персональных данных, ведь частная компания будет следить за вашим передвижением.

Все это вполне разумные доводы, и в судах можно было бы доказать правоту экспертов, отменив всю эту вакханалию. Но, к сожалению, российская система правосудия пока не готова к таким кардинальным шагам против государства. Факт остается фактом, пока ввоз иномарок в Россию очень затруднен, и это касается не только подержанных автомобилей. Импортеры новых авто также сталкиваются с проблемами сужения модельного ряда из-за нежелания пользоваться такими спутниковыми трекерами.

Можно ли самому установить ЭРА-ГЛОНАСС на машину?

В связи с такими нововведениями закономерным стал вопрос, можно ли самостоятельно поставить такую хитрую систему и сделать автомобиль готовым к различным вызовам законодательства? То есть, идея состоит в том, чтобы поехать в ту самую Европу самостоятельно, оборудовать машину ЭРА-ГЛОНАСС, а затем ввезти ее в Россию. Идея хороша, но ее реализация просто невозможна. Законодательство предусмотрело такой вариант и вывело несколько препятствий:

  • для оснащения машины такой системой вам необходимо получить сертификат на установку спутниковой связи, это можно сделать только после двух успехных краш-тестов;
  • в ходе краш-теста доверительная организация должна разбить минимум два авто и сделать выводы о том, работает ли должным образам система на машинах, это будет стоить от 20 миллионов рублей;
  • без такого сертификата вам не дадут ПТС при попытке оформить машину на территории РФ, а без ПТС, как известно, невозможно поставить автомобиль на учет в органах ГИБДД;
  • даже если вы являетесь крупным импортером подержанных машин, вы не сможете получить сертификат на самостоятельную установку ЭРА-ГЛОНАСС на все машины, а только на одну модель;
  • не существует обходных путей, которые могли бы помочь изменить ситуацию и избавиться от такого требования, но законодательные инициативы всегда присутствуют.

Обращения в Думу с просьбой пересмотра закона или отложения такого нововведения на несколько месяцев постоянно поступают в законодательный орган. Этот вопрос уже откладывался несколько раз, так что сегодня Дума вряд ли будет склонна к уступкам. Это говорит о том, что надеяться на улучшения в сфере ввоза подержанных иномарок в Россию не стоит. Также проблемы возникли и у импортеров новых автомобилей.

Особенности ЭРА-ГЛОНАСС и стоимость модуля

Кстати, еще одним неприятным моментом для владельцев автомобилей в России станет удорожание транспорта на новом рынке. И если многие авто уже до сегодняшнего дня использовали систему спутникового оповещения экстренных служб, то многие авто начали делать это в 2017 году. А это значит, что они добавят к стоимости минимум 20 000 рублей. Именно столько обходится один комплект оборудования для оснащения авто. Есть и другие проблемы:

  • многие производители не хотят интегрировать в свою электронную систему такое оборудование, поэтому некоторые автомобили могут попросту исчезнуть с рынка России;
  • от этого выигрывает АвтоВАЗ, но для обычного российского автомобилиста ситуация и вовсе оказывается плачевной, так как без конкуренции российские авто поднимутся в цене;
  • элитный транспорт, продаваемый в России единицами экземпляров в год, может и вовсе уйти с рынка, нет смысла проводить краш-тесты и выполнять прочие требования проекта;
  • новый рынок машин может еще больше уйти в заморозку, так как у населения нет особого доверия к проекту ЭРА-ГЛОНАСС, поскольку налицо несанкционированное слежение;
  • есть и другие проблемы, которые пока не очевидны, но будут обязательно появляться в силу очень неточной работы российских спецслужб на внутреннем пространстве страны.

Стоит учесть, что ваш автомобиль попадает в зону контроля полиции. И это создает реальные сложности в эксплуатации. В любой момент ваше авто могут остановить до выяснения обстоятельств, есть реальная опасность ошибки. Учитывая беспрецедентное отношение силовиков к гражданам, такие случаи будут частыми и станут новым витком ненависти между властью и народом. Впрочем, таких факторов уже достаточно.

Есть ли позитивные черты в принятых правилах?

Если рассматривать пояснения правительства к сложившейся ситуации, можно найти одни плюсы во всей этой системе. В отчетах умалчивается про тотальную монополию обслуживающей компании и миллиардные расходы государства на поддержку систему уже с 2005 года. Определенные позитивные черты существуют, но пока их работа оставляет желать лучшего. Стоит выделить такие позитивные моменты:

  • вы можете с помощью ЭРА-ГЛОНАСС без проблем вызвать экстренные службы в любое время, просто нажав одну кнопку, это удобно, но мало людей пользуется системой;
  • при аварии вызов служб происходит автоматически, а это значит, что смертность на дорогах реально должна снижаться, но на деле спутниковый модуль не всегда срабатывает;
  • позитив явно виден с точки зрения раскрываемости преступлений, задержания угонщиков и остановки автомобилей при погоне полиции, что повышает безопасность населения в целом;
  • есть реально хорошие черты, позволяющие дистанционно отследить машину с определенным номером спутниковой системы в случае экстренной необходимости;
  • потенциально доступна отличная и готовая система слежения за государственным транспортом, использованием ресурсов компаний, есть коммерческая составляющая.

Теоретически из всей системы ЭРА-ГЛОНАСС можно было бы сделать выгодный для всей страны проект. Но реализация оказывается довольно сомнительной. Идея имеет здравый смысл и может претендовать на реально полезное нововведение. Следует отметить, что возможности спутниковой связи реально повышают безопасность, но они не должны быть персонифицированными. В таком случае эта система не будет входить в конфликт с базовыми законами РФ. Предлагаем посмотреть видео с новостью о запрете ввоза в Россию машину без заветной спутниковой кнопки:

Подводим итоги

Несмотря на более чем 10-летнюю разработку идеи ЭРА-ГЛОНАСС, проект оказался слишком сырым и недоработанным. Ему явно уделили мало времени юристы, нет четкой проработки быстрой и простой установки на ввозимые автомобили. Скорее всего, импорт подержанных иномарок не сократился бы при одном лишь условии простой установки спутниковой связи на машину. Но пока государство теряет свои деньги, а граждане не могут купить автомобили, о которых так мечтали. Если вы не успели приобрести машину до 2017 года, сегодня следует немного подождать. Возможно, вскоре работу сырой и недоработанной системы в обязательном порядке снова отсрочат на определенный промежуток времени.

Несомненно, в этом нововведении есть определенные преимущества. Раскрываемость преступлений может увеличиться, есть шанс снижения смертности, повышения оперативности выезда скорой помощи на место происшествия. Все это является важным приоритетом деятельности в направлении спутниковой связи на машине. Но реализация в России оказалась не такой, как хотелось обычному гражданину. Расходы переложили на плечи граждан, хотя изначально государство планировало самостоятельно покрывать все затраты на оборудование автомобилей такой системой. А что вы думаете о нововведении по системе ЭРА-ГЛОНАСС?

Источником смуты стало официальное уведомление Федеральной таможенной службы РФ, прозвучавшее 21 декабря. ФТС напомнила в канун Нового года, что для оформления ПТС с 1 января 2017 года требуется представить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в котором указано, что автомобиль оснащен модулем ЭРА-ГЛОНАСС.

Откуда ветер дует

За этим, в свою очередь, стоит приказ № 1072/3557/2293 от 11 ноября 2015 года, изданный совместно МВД, ФТС и Минпромторгом. Данный приказ вносит ряд изменений в более ранний приказ № 496/192/134 от 23 июня 2005 года «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».

Нас в данном случае интересует пункт приказа, обязующий добавить и принять к исполнению два абзаца, касающихся оформления ПТС. Первый: «При внесении сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе „Особые отметки“ делается запись: „УВЭОС № ______“ (с указанием идентификационного номера устройства вызова экстренных оперативных служб)».

И второй: «С 1 января 2017 года внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе „Особые отметки“ является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

Коротко и ясно - нет указания идентификационного номера устройства, значит не будет и паспорта транспортного средства. «Российская газета» по этому поводу однозначно заявила, что «импорт подержанных иномарок из-за рубежа прекратится с 1 января из-за реализации нового положения техрегламента Таможенного союза». Или все же есть неясные моменты?

Вести с мест

В данных абзацах есть такой оборот - «вновь выпускаемые в обращение транспортные средства». Что под этим понимать? На самом деле это не только новые автомобили, которые ввозятся импортерами, но и подержанные, которые ввозят физические и юридические лица. Автомобили считаются выпущенными в обращение после соблюдения всех необходимых процедур: оплата таможенных платежей, подтверждение оплаты утилизационных и других сборов и проч. Странная в результате складывается ситуация. В этом убедились коллеги из Владивостока сразу после новогодних каникул, пытаясь выяснить, как обстоят дела.

Владивостокская таможня исправно пропускает ввозимые автомобили, но не выдает ПТС тем, у которых нет требуемого модуля. Машины без ПТС можно транспортировать на эвакуаторе, скажем, на склад, но своим ходом они двигаться не могут. Также нельзя их и продать. Таможенники при этом поясняют, что владелец машины может самостоятельно установить модуль ЭРА-ГЛОНАСС и получить свидетельство о безопасности транспортного средства (СБКТС), после чего таможня законно оформит ПТС с той самой особой отметкой.

Во Владивостоке есть организация, обладающая полномочиями устанавливать такие модули - «Дальневосточные навигационно-информационные системы» (ООО «ДВ НИС»). Ее представители, однако, заверяют, что не надо спешить. Дескать, в ближайшее время вопрос разъяснится и, скорее всего, бэушные автомобили процедуре оснащения ГЛОНАССом подлежать не будут. То есть поправки к приказу касаются только новых, сходящих с конвейеров машин, для которых подразумевается эксплуатация на территории РФ.

Беспокойство жителей Приморья и Дальнего Востока, в целом, понятно. На ввозимых из Японии подержанных машинах базируется благополучие всего региона. Причем ввозят не только легковушки, а коммунальную, строительную и специальную технику.

Кривотолки о возможности самостоятельно установить модуль сами по себе требуют разъяснений. Свидетельство о безопасности конструкции единичного транспортного средства теоретически действительно можно оформить в испытательных лабораториях, аккредитованных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Но как это согласуется с требованием проводить специальные краш-тесты для моделей, оснащенных означенным модулем? Его же нельзя впихивать куда попало, краш-тесты как раз и проводят для того, чтобы определить, сохранит ли модуль, установленный определенным образом, работоспособность при авариях.

Как дальше жить?

Если бэушные машины разрешат ввозить по старым правилам, без установки ГЛОНАСС и всей этой беготни по лицензированным инстанциям, тогда и беспокоиться не о чем. А если велят ввозить по новым правилам, то ввоз подержанных машин, вероятно, сведется к нулю естественным образом. Стоимость получения ПТС резко возрастет. Приобретение и установку модуля (для данного случая) оценивают примерно в 20 тысяч рублей, плюс СБКТС на иномарку - от 15 тысяч (по тарифам 2016 года), плюс утилизационный сбор и сертификат соответствия Евро-4 или Евро-5.

Частный бизнес, построенный на ввозе, вероятно, станет малоприбыльным. Да и физическое лицо сто раз подумает, прежде чем решится самостоятельно что-нибудь ввезти для собственных нужд. Проще и дешевле подобрать автомобиль из уже имеющихся на территории Российской Федерации, с нормальным ПТС старой формации, где идентификационный номер УВЭОС благополучно отсутствует и никого не интересует. Возможно, кто-то вместо подержанного BMW из Европы предпочтет новую Шкоду, выпущенную в России.

Другой вопрос, что ввозимые из-за границы машины - малозначимый сегмент на вторичном рынке страны. По некоторым оценкам, в 2016 году в РФ ввезли чуть больше 30 тысяч легковушек с пробегом, тогда как общий годовой объем вторичного рынка - под 5 миллионов единиц. Убери эти 30 тысяч - никто и не заметит, в Центральной части России уж точно.

Глядя на эти цифры, становится понятно, что никакого рационального смысла в принудительном оснащении ГЛОНАССом всех ввозимых подержанных машин попросту нет. По стране колесят и еще лет десять будут колесить под 40 млн транспортных средств, НЕ оснащенных системой ГЛОНАСС - средний возраст автомобиля в России превышает 12 лет, российского автомобиля - около 15. Стоит ли вообще городить новые барьеры на ввозе подержанных машин? Но чиновники могут рассуждать с каких-то других, неведомых нам позиций. А Дальний Восток с его специфичными проблемами - где-то очень-очень далеко.

ЭРА-ГЛОНАСС – это комплекс оперативного реагирования в случае возникновения нештатных аварийных ситуаций на дороге. Конечной целью создания является сокращение времени прибытия служб спасения на место дорожно-транспортного происшествия.

Полное название – Государственная автоматизированная информационная система «Эра–Глонасс» (ГАИС «Эра-Глонасс»).

Система, задуманная с заботой о гражданах страны и разработанная по заказу Правительства России, на момент становления внесла немало сумятицы и неразберихи, породив множество вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашей статье.

Как работает «Эра-Глонасс»

Для водителя – это просто одна из кнопок, с помощью которой из автомобиля можно при возникновении аварийной или нештатной ситуации на дороге, запросить экстренную помощь, связавшись с диспетчером «Эра-Глонасс».

Технически – это ГЛОНАСС/GPS принимающее устройство и блок GSM связи, встроенные для получения данных о скорости и направление движения, а также транслирования координат автомобиля в центр обработки данных вдобавок обеспечивающие непосредственную голосовую связь с оператором центра.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день вся территория России покрыта сетью стандарта GSM, внедряемое новшество, бесспорно, должно снизить процент смертности на дорогах.

Сведения с модуля «Эра–Глонасс» автоматически поступают к оператору, а бригада медиков и спасателей, приезжая к месту, заранее знают всю основную информацию о случившемся (какие автомобили стали участниками происшествия, тип и силу столкновения, привело ли ДТП к опрокидыванию транспорта, количество пристегнутых пассажиров, имеется ли перегруз автотранспорта).

Оборудование подразделяется на 2 типа:

  1. Устройство обеспечивает голосовую связь потерпевшего с оператором центра, и передачу информации путем ручного нажатия кнопки SOS.
  2. Система «Эра-Глонасс» , в дополнение к устройству, при попадании в ДТП, передает координаты, время и данные автомобиля, в региональный центр операторов, в автоматическом режиме. С этой целью в автомобиль интегрируется управляющий контроллер, имеющий автономное питание и блок памяти, и считывающий сведения о степени ДТП со специальных датчиков либо получающий сигнал с подушек безопасности.

Сигнал, полученный в диспетчерском центре, передается далее в МЧС (система 112), после чего на основании данных о происшествии организуется выезд спасательных служб непосредственно к месту ДТП.

Задумана система в 2011 году, именно тогда был подготовлен техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011. А через два года были внесены изменениями (от 30.01.2013), которые и определили, что с начала 2017 года весь автотранспорт, ввезенный либо вновь произведенный в пределах границ Таможенного союза должен оснащаться, либо системой «Эра–Глонасс», либо устройством оповещения .

Выбор оснащения автомобиля тем или иным прибором оповещения зависит от типа транспортного средства:

  • системами «Эра-Гланасс» комплектуется легковой транспорт вместимостью до 9 человек и грузовики максимальной массой не превышающие 3.5 тонн;
  • устройствами все остальные автобусы, троллейбусы и грузовики.

Система бесплатна для граждан в части использования её для целей оповещения о нештатных ситуациях на дороге. Абонентская плата за «Эра-Глонасс» отсутствует.

Однако обеспечение транспортного средства требуемым оборудованием приводит к увеличению стоимости самого автомобиля:

  • Конечно, все затраты, связанные с сертификацией устанавливаемого бортового устройства, автопроизводитель будет пытаться возместить за счет дилеров, а те, в свою очередь, с покупателей.
  • А владельцы ввозимых поддержанных иномарок теперь вынуждены дополнительно оплачивать установку и регистрацию необходимой аппаратуры.

В представленном видео озвучены основные вопросы, с которыми пришлось столкнуться автовладельцам с момента вступления нововведений в законную силу:

Таможня и «Эра-Глонасс»

Любой, кто пожелает купить автомобиль вне пределов нашего государства обязательно столкнётся с таможней и процедурой растормаживания ввозимого ТС.

Ввоз автомобиля без «Эра-Глонасс» таможня не запрещает, но вот с выдачей ПТС возникают сложности.

Таможня выдает ПТС в качестве дополнительной функции, возложенной на неё Правительством РФ. Руководствуясь положением о выдаче ПТС, утверждённым сразу тремя приказами Минестерством внутренних дел N496, Минпромэнерго N192 и Минэкономразвития N134 от 23.06.2005, с внесенными изменениями от 11.11.2015 приказ N 1072/3557/2293.

Как следует из года подписания приказов, таможня выдает ПТС на ввозимые автомобили уже без малого 12 лет. Регламент и сам процесс выдачи ПТС отлажены и работали без сбоев, пока с 01.01.2017 не вступил в законную силу пункт 5 приложения 4 ТР ТС 018/2011.

Пункт закрепляет обязательную установку системы оповещения на весь автотранспорт, выпускаемый в обращение в зоне Таможенного союза.

Кнопка «Эра-Глонасс» должна стоять как на новых, только сошедших с конвейера, так и на ввезенных на территорию союза подержанных автомобилях.

Никакого запрета на ввоз из-за рубежа иномарок нет. Нововведение не поменяло порядок ввоза и декларирования транспорта. Но привело к прекращению выдачи ПТС на растамаживаемые авто, по причине отсутствия подтверждения соответствия ввезенных автомобилей Техническому регламенту.

Подтверждение, так необходимое таможне для выдачи ПТС, это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) либо одобрение типа транспортного средства (ОТТС).

Свидетельства выдаются аккредитованной испытательной лабораторией, но её представители, вплоть до 5 апреля 2017 заявляют об отсутствии у них возможностей выдать СБКТС без документов и актов от Минпромторга, регламентирующих данную процедуру и это несмотря на заявления министерства о разработке порядка дооборудования системой «Эра-Глонасс» еще в конце января.

Блокада ввезённых автомобилей продлилась до 9 апреля 2017 года. Именно в этот день в Приморском крае получил ПТС первый автомобиль, владелец которого, в соответствии с законом, установил на него терминал «Эра-Глонасс». Эти новости, для многих автовладельцев, стали знаковым событием:

Три месяца понадобилось чтобы был подготовлен и опробован «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств ввозимых на территорию РФ».

Итак, что поменялось за этот период:

  1. Устройства вызова экстренной помощи появились в продаже у Агентов «Эра-Глонасс». Агентами являются предприятия или ИП официально реализующие терминалы.
  2. Стал возможен сам монтаж устройства «Эра-Глонасс» с последующей идентификацией установленного оборудования или проще сказать прописывания в терминал данных автомобиля.
  3. Лаборатории начали выдавать свидетельства в соответствии с Приложением А к ГОСТ 33670-2015 «Методы технической экспертизы, испытаний и измерений, применяемые к единичным ТС при проведении оценки соответствия». Техэкспертиза автомобиля в лаборатории сводится к рассмотрению имеющейся документации на приобретенное у агента АО «Глонасс» прибор оповещения.
  4. Таможня, получив запрашиваемые СБКТС и копию договора на приобретённый терминал, приступила к выдаче ПТС на ввозимые автомобили.

Ознакомиться с «временным порядком действий», перечнем аккредитованных лабораторий и списком лиц, имеющих право проводить идентификацию аппаратуры, можно на сайте АО «Глонасс» (http://aoglonass.ru), в разделе «Документы», «Информация для партнеров по установке устройств с функцией вызова экстренных оперативных служб».

Необходимо отметить что хоть ПТС и выдаются, но предписание, согласно которому проводится их выдача, что следует из названия документа, носит временный характер, и как долго оно будет действовать большой вопрос. Хотя у нас что временно то постоянно…

Прояснить сомнительные моменты, вы можете обратившись за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Новый порядок растаможки

Процедура таможенной очистки ввозимого транспорта согласно введенным правилам, подразумевает следующий порядок действий:

  1. приобретенный автомобиль необходимо доставить на таможню;
  2. далее обращаемся в сертифицированные центр (агент «Эра-Глонасс»), заключаем договор и приобретаем аппаратуру (терминал) при этом номер выданного устройства и сведения об автомобиле заносятся в глобальную базу данных, тем самым проходим процедуру идентификации в системе;
  3. требуется обратиться в спецлабораторию, аккредитованную на этот вид деятельности, за получением сертификата безопасности транспортного средства;
  4. имея на руках договор и сертификат возвращаемся на таможню, где после проверки предоставленных документов, будет выдан ПТС;
  5. получив ПТС, отправляемся на таможенный склад, забирать свой автомобиль;
  6. автомобиль нужно пригнать в автоцентр, где был заключен договор, для непосредственной установки самого терминала;
  7. для совершения завершающих регистрационных действий, необходимо в течение последующих 10 дней посетить ГИБДД чтобы .

Цена вопроса

Перед многими автовладельцами, которые только задумываются о приобретении авто вне территории Российской Федерации, стоит вопрос: «А сколько стоит приобретение и установка аппаратуры на автомобиль?»

Данные о тарифах можно также найти на указанном выше официальном сайте «Эра-Глонасс» во вкладке «Документы».

  • услуга по идентификации в системе (за 1 устройство) – 950 рублей;
  • установка аппаратуры вызова экстренных служб (за 1 комплект) – 18950 рублей.

Получается, с учетом ставки НДС (18%), стоимость оснащения автомобиля необходимым оборудованием составит 23482 рубля.

Итак, оборудовать пригнанную иномарку кнопкой вызова экстренной помощи возможно и относительно доступно. Но прогнозировать насколько безупречно новый узел будет справляться со всеми возложенные на него функции пока сложно.

Наступит ли с введением тотальной установки модуля «Эра-Глонасс» на ввозимый из-за рубежа автотранспорт эра безопасности на дороге – вопрос открытый. Время покажет.

А если вы уже столкнулись с подобными проблемами, обратитесь за правовой поддержкой к нашим автоюристам.

С 1 января 2017 года ввоз автомобилей без системы «ЭРА-ГЛОНАСС» через таможню в РФ запрещен.

Из-за белых пятен в законодательстве перегонщикам иномарок стало очень тяжело вести свой бизнес: таможня отказалась пропускать автомобили без «ЭРА-ГЛОНАСС», и в начале года на Дальнем Востоке скопились тысячи автомобилей, завезенных с территории Японии, за которые пошлина уже была оплачена.

Но таможенники не смогли выдать на эти автомобили паспорт транспортного средства из-за отсутствия необходимого оснащения. МРЭО не может постановить на учет иномарку, так как в свидетельстве о безопасности конструкции ТС не прописывается этот модуль.

Но после выпуска «Временного порядка действий» ситуацию удалось урегулировать. Узнаем, как осуществляется ввоз автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС», как установить необходимую аппаратуру.

Инфраструктура для функционирования разделяется на 3 основные части:

  • устройство вызова экстренных служб, которые устанавливаются в машину и осуществляют сбор и передачу данных;
  • инфраструктура мобильной связи (единый виртуальный оператор MVNO), который базируется на всех реальных операторах мобильной связи (покрытие одного из действующих в РФ операторов значительно увеличит зону действия системы);
  • инфраструктура приема и обработки вызовов (большой колл-центр для обработки звонков).

Основные функции:

  • определяет и передает координаты и время происшествия;
  • предоставляет данные о степени тяжести аварии;
  • осуществляют двухстороннюю связь с водителем.

Дополнительные функции:

  • осуществляет мониторинг движения автотранспортного средства;
  • выполняет охранные функции;
  • навигация.

Используется по всей территории страны, должна стать основной всех навигационных систем на автотранспорте. Основные составляющие:

  • навигационно-телекоммуникационный терминал;
  • инфраструктура операторов мобильной связи и экстренных служб.

Автомобиль с модулем «ЭРА-ГЛОНАСС» отсылает сообщение о бедствии, если будет принимать сигналы спутников и базовых станций сотовой связи.

Встроенная сим-карта функционирует в режиме «виртуального оператора», используя любую доступную сеть. Все экстренные вызовы обслуживаются бесплатно.

Как только срабатывает подушка безопасности или акселерометр, бортовое устройство подаст сигнал SOS, включающий:

  • точные координаты инцидента;
  • количество пристегнутых пассажиров;
  • данные об аварии;
  • сведения об автомобиле: VIN-номер, цвет, топливо.

В ручном режиме тревожный сигнал включится после нажатия кнопки. В автоматическом - как только сработает датчик подушек безопасности или собственный встроенный акселерометр.

Автоматическая система распознает фронтальный, боковые удары, наезды сзади, опрокидывание, но это возможно при включенном зажигании или в течение минуты после его выключения.

Соединение с мобильной сетью и передача данных происходят за 10 секунд: время уходит на «дозвон», включение тонового модема, отправку сообщения об аварии.

Если качество связи низкое, система сделает 10 попыток дозвона, после отправит минимальный набор данных через SMS. При отсутствии связи данные записываются в память, отправляются позже.

Моментальное оповещение о ДТП должно ускорить прибытие помощи и спасти множество жизней . Это весьма актуально для России, так как на дорогах в результате ДТП погибает 3% пострадавших.

Более половины из них погибает, не дождавшись медицинской помощи. Также система позволит зафиксировать, насколько быстрой была реакция экстренных служб.

Требования к системе прописываются в ГОСТ Р 54620–2011 . Комплекс распознает удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, опрокидывание.

Автоматическая идентификация аварии и отправка данных обязательны для пассажирских ТС, которые вмещают до 9 человек. Для остальных будет достаточно ручного режима.

Для кнопки «SOS» должен быть предусмотрен механизм, защищающий от случайного нажатия . В некоторых моделях кнопка прячется за откидной панелью. Но в других находится по соседству с выключателями салонного света.

Ложные вызовы отсекаются операторами, которые отправляют вызов спасателям, если чрезвычайная ситуация подтверждена.

За первый год работы истинными были признаны 550 вызовов, 144 из них были автоматическими, т.е. сработали, когда водитель и пассажир находились в бессознательном состоянии.

Также кнопка «SOS» очень часто используется не для себя . Ее нажимают очевидцы ДТП, как только видят перевернутую машину, драку, горящий дом, вызывают машину «Скорой помощи» кому-либо из пострадавших, МЧС - для ликвидации последствий, которые мешают движению (на дорогу упало дерево), ГИБДД, если заметили пьяного за рулем.

«ЭРА-ГЛОНАСС» - первая в мире бесплатная система экстренного вызова . Экстренный вызов бесплатный, но планируется оказывать дополнительные платные услуги.

Это может быть и вызов эвакуатора, аварийного комиссара, техпомощи. Модем можно использовать для дистанционного запуска, интернет-радио, онлайн-диагностики транспортного средства.

Установка осуществляется на:

  • новые авто, которые импортируют в РФ: на конвейерах автопроизводителей вне РФ;
  • новые машины, которые производят в РФ: на конвейерах российских автопроизводителей;
  • для транспортных средств б/у, которые ввезли в РФ после 1 января 2017 года, и с момента их выпуска прошло менее 30 лет;
  • для автомобилей б/у, которые были проданы в РФ ранее 1 января 2017 года, на добровольной основе.

Без установки системы подразделения ФТС не осуществляют выдачу паспорта ТС на автомобиль, а без ПТС поставить машину на учет не представляется возможным.

Таможня

Если Вы пожелаете приобрести транспортное средство за пределами РФ, то столкнетесь с таможней и процедурой проверки ввозимого автомобиля. «Растаможка» - не самая беспроблемная процедура, но теперь появились некоторые оговорки в выдаче паспорта ТС.

Ввозить машину без «ЭРА-ГЛОНАСС» таможня не запрещает, но с выдачей паспорта ТС могут возникнуть проблемы.

Таможня выдает ПТС уже более 10 лет, система выдачи отлажена и работала без сбоев, пока 1 января 2017 года не вступил в силу закон об установке «ЭРА-ГЛОНАСС» на легковые автомобили, закрепляющий обязательный монтаж системы оповещения на все автотранспортные средства, которые выпускают в обращение в зоне Таможенного союза. Это был своего рода запрет на ввоз автомобилей без «ЭРА-ГЛОНАСС».

Кнопка системы должна быть установлена на новых и поддержанных машинах . Нововведение не сменило порядок ввоза и декларирования автотранспорта, не привело к запрету ввоза иномарок, но прекратило выдачу паспорта ТС на растамаживаемые автомобили, так как соответствия техническому регламенту нет.

Блокада ввезенных авто длилась до апреля 2017 года. Тогда начали выдавать ПТС. Был подготовлен и опробован «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств ввозимых на территорию РФ».

Изменения:

СБКТС - необходимый документ, который предоставляет в таможенные органы для получения паспорта ТС на бывшие в употреблении машины. Порядок оценки соответствия:

  • оформляется заявление;
  • предоставляются документы на ТС, паспорт;
  • эксперт аккредитованный испытательной лаборатории проверяет документы;
  • экспертная лаборатория идентифицирует автотранспортное средство;
  • проводится техническая экспертиза конструкции на соответствие требованиям технического регламента;
  • оформляется протокол экспертизы конструкции, который включает проведение испытаний;
  • оформляется свидетельство.

На создание «ЭРЫ» с 2010 года потрачено уже около 4,5 миллиардов рублей бюджета. Для поддержания функционирования требуется около миллиарда в год.

Узнаем, как установить «ЭРА-ГЛОНАСС». Процедура подразумевает следующий порядок:

Установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС» можно и на поддержанный автомобиль . У таких устройств упрощенный функционал. Предусматривается только ручной вызов экстренных служб. Т.е. кнопку «SOS» нажимает тот, кто присутствует в машине.

Но новые автомобили, которые только что сошли с конвейера, посылают сигнал в автоматическом режиме. Но для поддержанных автомобилей нет такого требования, иначе пришлось бы проводить ряд дорогостоящих краш-тестов, которые включают реакцию на удар, опрокидывание.

Установить систему можно в добровольном порядке. Достаточно обратиться к официальному установщику, который проведет монтаж всей необходимой аппаратуры.

Функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» регулируется законом «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от декабря 2013 года, технические требования прописаны в ГОСТе Р 54620-211.

Стоимость

Цена «ЭРЫ-ГЛОНАСС» с установкой составляет около 23 тысяч рублей для одного автотранспортного средства .

Основные расценки:

  • идентификация в системе - 950 рублей;
  • установка устройства для вызова экстренных служб - 18950 рублей.

С учетом ставки НДС окончательная стоимость составит 23482 рубля. Данные по стоимости могут меняться.

Как узнать, стоит ли в машине система ГЛОНАСС и другие маячки? Основную часть времени аппараты находятся в спящем режиме. Тогда их не обнаружить сканерами.

«Просыпается» в строго заданное автовладельцем время, передает данные, получает команды, выполняет их и снова «засыпает».

Кнопка SOS от системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть спрятана в разных местах в салоне . Также систему можно определить с помощью физического досмотра машины: салона, подкапотного отсека.

Наличие системы определяется довольно легко, в отличие от определения прослушек. Существуют разные фирмы, которые помогают найти «жучков»: сканируют автомобиль профессиональным линейным локатором, индикатором поля, также осуществляют физический осмотр. На процедуру уходит 3-24 часа.

Основная цель «ЭРА-ГЛОНАСС» - значительно сократить время доставки информации о ДТП до экстренных служб, что должно позволить снизить смертноть и травматизм водителей и пассажиров ТС, которые попали в аварию.

Приобретенный автомобль доставляют на таможню, обращаются в сертифицированный центр агента «ЭРА-ГЛОНАСС», приобретают систему, затем ее устанавливают в аккредитованной на этот вид деятельности лаборатории. Оформляются необходимые документы, и автовладелец получает ПТС.

Несмотря на недоверие к системе, с каждым месяцем ее приобретает все больше водителей.

На уровне законодательства эта обязанность прописана в новом Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств в РФ и приказах МВД России № 1072, Минпромторга России № 3557, ФТС России № 2293 от 11.11.2015 .

И вот, казалось бы, все проблемы, нестыковки и неувязки решены. Владельцы могут беспрепятственно ввозить свои новоприобретённые машины, заплатив за прибор и его установку несколько десятков тысяч рублей. Переплата, конечно же, но зато можно безотлагательно приобрести желаемую машину и ездить на ней по стране на вполне законных основаниях.

Проблем автолюбителям подкинула таможня, которая не дала добро на провоз автомобилей, приобретенных в странах Таможенного союза. Автомобили, приобретенные за пределами РФ, но в пределах Таможенного союза, если на них не были установлены системы вызова экстренных служб, не могли таможиться. Причем продолжалось это год с подачи самого таможенного органа.

Причем самое интересное во всем этом деле - пресловутый технический регламент союза такой процедуры и не подразумевал, но по-своему трактовала закон Федеральная таможенная служба РФ, которая по какой-то причине считала, что если нет , то пропускать автомобиль на территорию РФ нельзя.

Теперь, после обращения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Федеральную таможенную службу (ФТС), проблема разрешилась.

Вопрос- Ответ

Пара вопросов и несколько ответов по теме, которые наверняка волнуют наших читателей:

Если я купил подержанный автомобиль (из Армении, Киргизии, Казахстана, Белоруссии), нужно ли мне ставить ЭРА-ГЛОНАСС?


Нет, несмотря на то что по техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» с начала прошлого года все выпускаемые в обращение автомобили в странах ЕАЭС должны быть оборудованы ЭРА-ГЛОНАСС, ставить ее при растаможивании автомобиля при ввозе в Россию из вышеперечисленных стран не нужно. Эта норма не закреплена в техрегламенте ТС.

Хочу ввезти машину из Беларуси. Автомобиль был выпущен в обращение до 1 января 2017 года в Беларуси. Нужно ли ставить ГЛОНАСС?


Нет, не нужно, ввоз в Россию разрешен без предустановленной отечественной системы, как и для таких входящих в экономический союз стран, как Киргизия, Армения, Казахстан.

С ГЛОНАСС ясно, но что делать, если требуют свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства при выдаче ПТС?


Это тоже обсуждалось комиссией ЕЭК. Поскольку и такая прямая норма отсутствует в техническом регламенте, теперь предъявление на таможне данного свидетельства не нужно.

Поделиться: