Кинематическая схема раздаточной коробки газ 66. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз

Раздаточной коробкой принято называть модуль автомобиля, который отвечает за равномерное распределение усилий при вращении между обоими мостам автомобиля. Данная конструкция используется в машинах, предназначенных для поездок по пересеченной местности.

Схема раздаточной коробки ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 или, как его называют в простонародье, «Шишига» является одним из наиболее удачных грузовых автомобилей автозавода ГАЗ. И это справедливо, его конструктивные решения по организации основных узлов и агрегатов, в частности, раздатки, позволяют преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу.

Внешний вид ГАЗ-66

Поскольку внешне, а также функционально раздатка схожа с коробкой трансмиссии, она и получила свое название раздаточной.

Основным ее предназначением является равномерное распределение нагрузки на все мосты автомобиля, а также усиление прилагаемых усилий крутящего момента. В зависимости от типа автомобиля раздатка может иметь либо только функцию подключения переднего моста, либо дополнительное переключение на пониженную передачу.

Так выглядит разобранная раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 предусматривает возможность хода на пониженной передаче. Для этого она оборудована двумя рычагами переключения, которые обеспечивают управление включением режимов работы мостов и передач при движении, в том числе:

  • Первый рычаг (с левой стороны): предусмотрено два возможных положения, он отвечает за активацию переднего моста, при этом упор вперед означает одновременную работу двух мостов.

  • Второй рычаг (с правой стороны) имеет три положения:
  • w Нейтральное.
  • w Крайнее вперед, когда подключается основная передача прямого действия.
  • w Заднее, предназначенное для движения с понижением передачи.

Коробка раздатки ГАЗ-66 принадлежит к тому типу, которые оснащены блокирующим устройством с функцией предотвращения подключения пониженной передачи, когда передний мост не активен.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи.

Читайте также

Грузовой автомобиль "Вепрь" на базе ГАЗ-66

В своем составе раздаточная коробка имеет следующие составляющие:

  • Устройство ведущего вала, к которому посредством фланца передается движение от карданной передачи.
  • Шестерню включения прямой и пониженной передачи.
  • Привод заднего моста, который представляет собой вал с предустановленными двухсторонними зубчатыми колесами.
  • Промежуточный вал, связующий, имеет подвижной зубчатый механизм (шестерню) и отвечает за включение переднего моста, а также пониженной передачи.


  • Привод переднего моста с шестерней, необходимой для непосредственного обеспечения подключения переднего моста.
  • Картер, защитный короб с отверстием для заливки масла.
  • Рычажно-тяговый механизм управления.

Функционирование раздаточной коробки ГАЗ-66 основано на принципе перемещения шестерен в разные положения посредством тягового управления, что обеспечивает вхождение в зацепление с определенной шестерней привода.

Данная конструкция применяется на двухосном, стандартном варианте автомобиля.

Комплектация ГАЗ-66 в трехосном варианте предполагает раздатку, в которой присутствует два положения рычага переключения понижающих передач. При положении включения пониженной передачи происходит автоматическое подключение переднего моста посредством срабатывания клапана электромагнитного типа. Панель приборов в кабине оборудована индикацией работы дополнительного моста и клавишей принудительного его отключения при прямой передаче.

Неисправности раздатки ГАЗ-66, их диагностика и устранение

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 относится к тем частям автомобиля, которые в процессе эксплуатации подвержены серьезным нагрузкам и их исправность зависит как от соблюдения основных правил использования, так и от проведения регулярных профилактических мероприятий.

Показателями неисправного механизма раздаточной коробки, как правило, служат следующие признаки:

  • Дополнительные шумы и вибрации при включенных режимах работы.
  • Затрудненное включение или выключение рычагов управления.
  • Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  • Масленые подтеки на картере раздаточной коробки.

Причинами, вызывающими данные «симптомы», могут быть следующие неисправности:

    • Недостаточный уровень масла в картере раздатки либо залито масло несоответствующего качества.
    • Износ зубьев приводных механизмов.
    • Неисправность крепления вилок или выработка штоков.
    • Неработающий модуль сцепления.
    • Значительная выработка подшипников.
    • Износ уплотнительных прокладок и сальников.
    • Ослабление крепежных болтов.

Для повышения проходимости автомобилей все их мосты делают ведущими. На таких автомобилях, кроме коробки передач, устанавливается раздаточная коробка, назначение которой состоит в том, чтобы передать крутящий момент от двигателя равномерно ко всем ведущим мостам. В раздаточной коробке имеется понижающая передача для увеличения усилий на ведущих колесах и устройство для включения и выключения переднего ведущего моста. Одна из раздаточных коробок изображена на рис. 8 (автомобиль ГАЗ-66).

От коробки передач движение при помощи карданной передачи передается через фланец на ведущий вал / раздаточной коробки. На ведущем валу на шлицах установлена шестерня прямой и понижающей передач 2. На промежуточном валу 4 жестко закреплена шестерня понижающей передачи 8 и на шлицах установлена передвижная шестерня 5 включения переднего моста. На валу привода переднего моста 7 на шлицах неподвижно закреплена шестерня.

Передний мост включается перемещением передвижной шестерни промежуточного вала назад. При прямой передаче шестерня ведущего вала по шлицам перемещается назад, и ее зубья входят в зацепление с внутренними зубьями шестерни ведомого вала. Понижающая передача включается перемещением шестерни ведущего вала вперед, при этом зубья входят в зацепление с шестерней промежуточного вала.

Рис. 8. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66:

/- ведущий вал; 2 - шестерня включения прямой и понижающей передач; 3- вал привода заднего моста; 4 - промежуточный вал; 5 - шестерня включения переднего моста; 6 - картер; 7-вал привода переднего моста; 8-шестерня понижающей передачи.

Механизм переключения передач размещен на крышке и состоит из двух ползунов и вилок, которые приводятся в действие от двух дополнительных рычагов в кабине водителя. Перед включением понижающей передачи в раздаточной коробке необходимо включить передний мост, иначе передача не включится.

Для того чтобы не включить низшую передачу раздаточной коробки, когда выключен передний мост, в отверстии корпуса установлено блокирующее устройство с двумя штифтами и пружиной. Это устраняет возможность перегрузки заднего ведущего моста большим крутящим моментом при включении понижающей передачи раздаточной коробки.

Передний мост может быть включен без понижающей передачи. Для удержания шестерен во включенном или выключенном положении применяются шариковые фиксаторы.

На трехосном автомобиле ГАЗ-66-

с приводом на все колеса " установлена раздаточная коробка с двумя передачами, прямой и понижающей. Передний мост включается автоматически электропневматическим клапаном при включении понижающей передачи в раздаточной коробке. При включении прямой передачи передний мост выключается принудительно переключателем, установленным на переднем щитке приборов. Включение переднего моста сопровождается загоранием контрольной лампы на щитке приборов.

В раздаточных коробках трехосных автомобилей Урал-375Д и КрАЗ-255Б установлен межосевой дифференциал, распределяющий подводимый к нему от двигателя через коробку передач крутящий момент между средним и задним ведущими мостами. Раздаточная коробка этих автомобилей двухступенчатая, с высшей и низшей передачами.

Для смазывания коробки передач и раздаточной коробки применяют специальные трансмиссионные масла, рекомендуемые в заводских инструкциях (например, ТАп-15, ТА-10 и др.). Эти масла обладают повышенной вязкостью и низкой температурой застывания.

Определение себестоимости летного часа
Краткий анализ технико-экономических характеристик – предполагает предварительный анализ влияния основных технико-экономических характеристик ВС на эффективность использования ВС на воздушной линии. Таблица 1. Основные летно-технические характеристики ВС Характеристики Тип ВС Ан-24 Як-40 1. Марка д...

Определение кратчайших расстояний между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами
Определим кратчайшие расстояния между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами согласно схеме транспортной сети методом оценки возможных расстояний до пункта и выбора среди них наименьшего. По результатам составим таблицы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4. Таблица 1.1 Силикатный кирпич 11 17 7 15 16 20 10 15 ...

Область применения проектируемой СКВ
Рассмотрим область применения проектируемой СКВ в зависимости от условий полета самолета. При расчете области применения данной СКВ считаем, что расход воздуха G, через систему постоянен и равен максимальному, то есть, отсутствует рециркуляция кабинного воздуха, системные параметры приняты такими...

ГАЗ-66-11. Раздаточная коробка (устройство и ремонт)

Раздаточная коробка (рис. 104) имеет две передачи: прямую и понижающую. Прямая передача включается перемещением шестерни

2 включения заднего моста и понижающей передачи до зацепления с внутренними зубьями вторичного вала 3. Чтобы включить понижающую передачу, предварительно включают передний мост, что достигается вводом в зацепление с шестерней 9 привода переднего моста шестерни 7 включения переднего моста промежуточного вала. Включение понижающей передачи осуществляется перемещением шестерни 2 до зацепления с шестерней 10 понижающей передачи раздаточной коробки. Раздаточной коробкой управляют двумя рычагами. Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее- мост включен и заднее - мост выключен. Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: переднее - включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и заднее - включена понижающая передача.

Механизм переключения передач раздаточной коробки снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при выключенной низшей передаче. Блокирующее устройство предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки.

Уход за раздаточной коробкой заключается в подтяжке деталей крепления и проверке уровня масла в картере, доливке и смене его в соответствии с картой смазывания. Размеры сопрягаемых деталей раз-даточной коробки даны в прил. 2.

Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения см. в табл. 8.

Рис. 104. Раздаточная коробка:
1-сапун; 2-шестерня включения заднего моста и понижающей передачи; 3-вторичный вал; 4-ведущая шестерня привода спидометра; 5-ведомая шестерня привода спидометра; 6-промежуточный вал; 7-шестерня включения переднего моста; 8-вал привода переднего моста; 9-шестерня привода переднего моста; 10-шестерня понижающей передачи; 11-первичный вал; 12-маслоотгонное кольцо; 13-шайба; 14-сливная пробка; 15-наливная
(контрольная) пробка

Таблица 8

1. Повышенный шум при работе раздаточной коробки а) износ зубьев шестерен Заменить изношенные шестерни
б) нарушение правильного зацепления шестерен вследствие износа подшипников Заменить изношенные подшипники
2. Трудное переключение передач а) заедание в приводе управления раздаточной коробкой, которое может быть следствием погнутости или износа деталей привода; Проверить состояние привода и заменить непригодные детали
б) износ зубьев шестерен; Заменить шестерни
в) заедание в подвижных шлицевых соединениях вследствие попадания в них металлических частиц, от износа деталей; Проверить состояние шлицевых соединений, очистить шлицы, подобрать детали по шлицам для обеспечения легкости переключения и заменить масло
г) туго затянуты гайки сальников штоков переключения передач Ослабить ганки сальников штоков, не допуская через них течи масла
3. Самовыключение прямой передачи при движении а) износ зубьев шестерен; Заменить шестерни
б) износ вилок и штоков; Заменить изношенные детали
в) износ подшипников; Заменить подшипники
г) износ отверстий вилок тяг, пальцев и отверстий рычагов; Заменить изношенные детали
д) неправильно отрегулирована по длине тяга включения прямой передачи; Отрегулировать длину тяг по размеру 893мм ±1мм(между осями пальцев тяги)
е) погнута вилка Заменить вилку
4. Течь масла из раздаточной коробки а)повреждены или изношены сальники; Заменить сальники
б)ослабло крепление крышек; Подтянуть крепеж
в)завышенный уровень масла в картере; Слить излишек масла
г)засорение сапуна; Прочистить сапун
д)повреждение прокладок; Заменить прокладки
е) не затянуты гайки штоков Подтянуть гайки

5.2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт раздаточной коробки, разборка, определение технического состояния деталей

СНЯТИЕ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ С АВТОМОБИЛЯ

  • Отсоединить от штоков тяги рычагов управления раздаточной коробки.
  • Отсоединить от рычага горизонтальную тягу ручного тормоза.
  • Отсоединить промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста, снять раздаточную коробку.

РАЗБОРКА РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

  • Снять с фланца ведомого вала барабан центрального тормоза.
  • Раскернить в отвернуть гайку кольцевого фланца ведомого вала, снять фланец и центральный тормоз.
  • Снять крышку верхнего люка и вынуть из отверстий шарики фиксаторов с пружинами.
  • Вывернуть пробку из отверстия под стопорные ползуны.
  • Вынуть из картера штоки переключателя вилки и ползуны блокирующего устройства штоков с пружиной.
  • Вывернуть из картера гайки сальников, вынуть уплотнительные кольца, шайбы и сальники.
  • Снять предохранительные колпаки штоков.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления фланца ведущего вала.
  • Снять фланец и крышку шарикового подшипника ведущего вала.
  • Вынуть из картера ведущий вал с подшипником в сборе и шестерню включения заднего моста и понижающей передачи.
  • Вывернуть из крышки подшипника ведомого вала плунжер ведомой шестерни привода спидометра и вынуть последнюю из крышки.
  • Снять крышку подшипника ведомого вала, снять с ведомого вала задний шариковый подшипник (рис. 51) и ведущую шестерню привода спидометра.

Рис.51. Снятие заднего подшипника с ведомого вала

  • Вынуть из паза на наружной обойме переднего шарикового подшипника ведомого вала стопорное кольцо и вынуть из картера через боковой люк ведомый вал в сборе с подшипником.
  • Снять крышки промежуточного вала.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления переднего подшипника промежуточного вала и снять с промежуточного вала стопорные полукольца.
  • Спрессовать передний подшипник промежуточного вала, снять упорную шайбу (на некоторых автомобилях упорной шайбы нет).
  • Вынуть промежуточный вал в сборе с задним подшипником и шестерни включения переднего моста и понижающей передачи. Отвернуть гайку крепления фланца вала привода к переднему мосту.
  • Снять крышки вала привода к переднему мосту.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления заднего шарикового подшипника вала привода к переднему мосту в спрессовать подшипник.
  • Вынуть из картера вал привода к переднему мосту и шестерню.
  • Спрессовать шариковый подшипник ведущего вала.
  • Спрессовать передний шариковый подшипник с ведомого вала.
  • Выпрессовать из гнезда ведомого вала роликовый подшипник (рис. 52).
  • Спрессовать передний шариковый подшипник вала привода к переднему мосту.
  • Вынуть из паза наружной обоймы подшипника стопорное кольцо.
  • Снять стопорное кольцо из паза вала.
  • Снять задний подшипник промежуточного вала.

Рис.52. Выпрессовка из гнезда ведомого вала роликового подшипника

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

Перед сборкой раздаточной коробки осмотреть все детали.
Требования относительно технического состояния деталей раздаточной коробки аналогичны требованиям к деталям коробки передач. Данные по предельно допустимому износу деталей раздаточной коробки приведены в табл. 10.
Величина допустимого радиального зазора в подшипниках раздаточной коробки и способ его проверки такие же, как для подшипников коробки передач, за исключением роликового подшипника ведущего вала, для которого допустимый радиальный зазор равен 0,06 мм при проверке под нагрузкой 5 кГ.

Основные размеры деталей раздаточной коробки табл.10
Наименование размера Размеры,мм
номинальный допустимый без ремонта
Картер раздаточной коробки
Диаметр отверстий под шариковые подшипник ведущего и промежуточного валов и вала привода переднего моста 80 +0,08 80,04
Диаметр отверстия под подшипник ведомого вала 100 +0,035 100,05
Диаметр отверстий под штоки 16 +0,105 +0,045 16,15
Ведущий вал
Диаметр шейки под роликовый подшипник 25 -0,008 -0,022 24,97
Диаметр шейки под шариковый подшипник 34±0,008 34,98
Ширина шейки под муфту фланца 5 -0,013 -0,070 4,82
Ширина шейки под скользящую шестерню 6 -0,013 -0,050 5,9
Ведомый вал
Диаметр гнезда под роликовый подшипник 62 -0,03 61,96
45 +0,020 +0,003 44,99
Ширина шлицев 5,85 -0,05 5,7
Толщина зуба шестерни (высота замера 5,913) 7,71 -0,08 -0,12 7,5
Промежуточный вал
Диаметр шейки под передний подшипник 35 -0,017 34,97
Диаметр шейки под задний подшипник 17 -0,012 -0,028 34,99
Ширина шлицев 35 +0,020 +0,003 6,82
Вал привода к переднему мосту
Диаметр шеек под передний задний подшипник 35±0,008 34,97
Ширина шлицев переднего конца 7 -0,015 -0,065 4,8
Ширина шлицев заднего конца 5 -0,013 -0,070 5,84
Шестерня включения понижающей передачи
Толщина зуба (высота замера 6,18) 8,076 -0,08 -0,012 7,87
Ширина паза под вилку 8 +0,25 +0,1 8,4
Ширина паза шлицев 6 +0,027 6,08
Шестерня понижающей передачи промежуточного вала
Толщина зуба (высота замера 5,44) 7,29 -0,08 -0,12 7,08
Ширина паза шлицев 7 +0,05 7,15
Шестерня скользящая промежуточного вала
Толщина зуба (высота замера 5,92) 7,68 -0,08 -0,12 7,47
Ширина паза шлицев 7 +0,05 7,1
Ширина паза под вилку 8 +0,25 +0,10 8,4
Шестерня вала привода переднего моста
Толщина зуба (высота замера 5,91) 7,71 -0,08 -0,12 7,5
Ширина паза шлицев 6 +0,027 6,14
Муфта ведомого вала
Диаметр шейки под сальник 51 -0,1 50,7
Ширина паза шлицев 5,89 +0,05 6.06
Муфта ведущего вала
Диаметр шейки под сальник 5 -0,12 50,7
Ширина паза шлицев. 5 +0,05 5,16
Детали механизма переключения
Толщина лапок вилок включения заднего и переднего мостов 8 -0,10 -0,25 7,55
Диаметр штоков переключения передач 16 -0,018 15,97

Раздаточная коробка (рис. 1) имеет две передачи: прямую и понижающую.

С целью уменьшения объема работ в эксплуатации в раздаточной коробке применены шариковые подшипники, которые не требуют регулировок.

Раздаточной коробкой управляют двумя рычагами. Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее - мост включен и заднее - мост выключен.

Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: переднее - включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и заднее - включена понижающая передача.

Механизм переключения передач раздаточной коробки снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при включенной низшей передаче.

Блокирующее устройство предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки.

Техническое обслуживание раздаточной коробки

Уход за раздаточной коробкой в процессе эксплуатации заключается в проверке крепления, поддержании требуемого уровня смазки и проведении периодической смены масла в картере.

Для устранения неисправностей в отдельных случаях требуется снятие раздаточной коробки с автомобиля и разборка ее.

В зависимости от характера неисправности разборка может быть частичной или полной

Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения

Причины неисправности

Способы устранения

Повышенный шум при работе раздаточной коробки:

Увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен в результате износа их зубьев

Заменить изношенные шестерни

Слабая затяжка болтов крепления крышек подшипников и гаек крепления фланцев карданов

Затянуть болты и гайки

Нарушение правильного зацепления шестерен вследствие износа подшипников

Заменить изношенные подшипники

Трудное переключение передач:

Неодинаковое давление в шинах передних и задних колес. При этом во время движения автомобиля не включается передний мост

Выровнять давление в шинах

Заедание в приводе управления раздаточной коробке, которое может быть следствием погнутости или износа деталей привода

Проверить состояние привода и заменить непригодные детали

Смятие, сколы на торцах зубьев включаемых шестерен, появившиеся в результате частого включения их с шумом и ударами

Заменить непригодные шестерни

Заедание в шлицевых соединениях ведущего и промежуточного валов со скользящими шестернями

Заменить неисправные детали

Самовыключение передач при движении автомобиля:

Неправильное включение передач, не обеспечившее полное зацепление зубьев шестерен вследствие большого износа вилок и штоков, а также в результате ослабления крепления вилок на штоках

Заменить изношенные штоки и вилки, обеспечив требуемое крепление вилок на штоках

Перекос зубьев шестерен, вызванный износом следующих деталей: вилок и штоков (при переключении передач не ощущается фиксация); канавок для вилок и шлицев на шестернях включения заднего и переднего мостов; подшипников валов раздаточной коробки

Заменить изношенные детали, а болты затянуть.

При установке новых деталей необходимо обратить особое внимание на обеспечение плотной посадки скользящих шестерен на ведущем и промежуточном валах. При этом валы и скользящие шестерни следует подобрать так, чтобы не было ощутимости углового люфта шестерен при их свободном скольжении по шлицам обоих валов

Осевое перемещение валов раздаточной коробки, в результате ослабления затяжки болтов крепления крышек подшипников, которыми валы фиксируются от осевых перемещений.

Затянуть болты

Течь масла из картера раздаточной коробки:

Износ сальников и поверхностей фланцев, по которым работают сальники

Заменить изношенные детали

Износ сальников на штоках

Подтянуть гайки сальников

Слабая затяжка болтов крепления крышек раздаточной коробки

Затянуть болты

Трещины в картере и крышках, повреждение прокладок

Заменить непригодные детали

Неудовлетворительная работа сапуна (загрязнение его грязью)

Очистить сапун от грязи или заменить его новым

Преждевременный износ или разрушение подшипников раздаточной коробки:

Нарушение балансировки карданных валов

Проверить балансировку карданных валов и состояние карданных соединений

Слабая затяжка болтов крепления крышек подшипников

Затянуть болты крепления крышек подшипников

Выпадение стопорных полуколец промежуточного вала:

Неудовлетворительная сборка вала

Правильно собрать вал

Поделиться: