Какой расход топлива у пассажирского самолета. Дело пахнет керосином

На вопрос А это правда, что во взлетном режиме самолет расходует до 70% всего топлива? заданный автором Невролог лучший ответ это До 70% всего топлива не расходует, тогда он не долетит. Просто максимальный расход идет на взлетном режиме, но его нельзя поддерживать долгое время - движки не выдержат. К примеру: Заправка самолета Ту-154 равна 40000кг топлива. На взлете он расходует 8000кг за час, в горизонтальном полете 6000кг, на посадке 3000кг. Средняя скорость набора около 30м/с, следовательно набор проходит за час 108км, а высота атмосферы всего 12км. Следовательно до 70% сжечь ни как нельзя.

Ответ от Керубино [гуру]
нет


Ответ от скорострельный [новичек]
Конечно нет!


Ответ от Injenere [гуру]
Возможно. Но только зимой 🙂


Ответ от Носоглотка [гуру]
Нет канешно, иначе они так далеко не летали. может имеется в виду расход горючего увеличивается во взлётном режиме на 70% больше от режима полёта. В таком плане больше похоже на правду


Ответ от Ocean Ocean [гуру]
ну как тебе сказать.... вобще то нет... потому что помимо режима "взлет-посадка" есть режим "форсаж"..причем топливо расходуется на 11,9% больше... ну а 70% это слишком.... вобщето не знаю как в пассажирских (я военный летчик) , но на наших мигах такого не наблюдается.. да и помоему все так порхают)).. просто на 30 процентах дальше Химок никуда не полетишь))))))))


Ответ от Cor48 [гуру]
Ровно столько расходует на взлете + посадке английский "Харриер", правда взлетает и садится вертикально.


Ответ от Sergej Gritsenko [гуру]
Миль пардон, мадмуазель, но это ерунда. Ну вот например возьмём движок АЛ-21Ф-3. Он установлен на Су-24 - имя Грач! Так вот его тяга на форсаже примерно 11000 кг. Удельный расход топлива 1,86 кг\л. с. ч. А в крейсерском режиме тяга его около 6000кг и удельный расход 0,76. Но теперьсчитайте, сколько времени длится взлет? Секунд 30. Ну минуту. Так что за это время 70 процентов ну никак.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
...блондинка???


Ответ от Пользователь удален [новичек]
Нет конечно. Но на взлет самолет расходует больше топлива, чем во время полёта.


Ответ от Пользователь удален [эксперт]
Нет, неправда.Даже если речь идёт о самолётах палубной авиации с вертикальным взлётом (американских), то взлёт-посадка съедает не более половины горючего. Это данные открытых источников 7-летней давности.


Ответ от Андрей [мастер]
Если подъём истребителя-перехватчика до высоты цели считать взлётом (при том, что с момента старта до выхода на цель он идёт на форсаже), то затраты на этот манёвр вполне могут составить 70% заправки.При эксплуатации обычных гражданских лайнеров на взлёте происходит повышенный расход топлива, но основной запас тратиться на перелёт. Если лайнеру приходиться садиться ближе, чем предполагалось (по метеоусловиям например), то пилоту приходиться писать круги вокруг аэропорта, пока не выработает основной запас (тяжёлые лайнеры с полной заправкой не посадить).

Расход топлива самолета - один из важных показателей эффективной работы механизмов. Каждая модель потребляет свое количество, заправщики рассчитывают этот параметр, чтобы авиалайнер не был загружен лишним весом. Рассматриваются разные факторы, перед тем как разрешить вылет: дальность полета, наличие запасных аэродромов, погодные условия маршрута.

Основные технические параметры

С первого полета до современных моделей было создано тысячи разных военных, грузовых, пассажирских авиационных лайнеров. Время и технический прогресс заставляют их постоянно усовершенствоваться, занимать достойную нишу воздушного флота. В любой период развития перед конструкторами стояла задача снизить расход топлива самолета, чтобы он был рентабельным в эксплуатации и востребованным на рынке. Для расчета берут 3 основных параметра, фиксируют значение:

  • часовое;
  • километровое;
  • удельное.

От того, сколько будет израсходовано средств на заправку, зависит себестоимость всего полета и затраты компании на обслуживание дорогостоящего механизма.

Часовая характеристика

К часовому расходу топлива самолета относится использование ресурсов за каждый час в полете. На крейсерских скоростях осуществляют доставку пассажиров. Поэтому нужны 2 основных значения: максимальная коммерческая загрузка и крейсерская скорость. В качестве фиксированного определителя, по которому можно загрузить лайнер, берут 60 % от максимума, чтобы обеспечить безопасность и предусмотреть дополнительный вес. Единицами измерения служат килограммы на час перелета.

Разрешенной коммерческой загрузкой является общий вес:

  • пассажирский;
  • багажный;
  • техники, приборов, оборудования.

За среднюю величину расчетчики берут в пределах 10 тыс. кг за час полета.

Километровый расчет

Расход топлива самолетов по километровым показателям измеряют затратами на единицу дальности перелета. В расчет идут те же измерения: крейсерская скорость и максимальная коммерческая загрузка. Определения требуются, чтобы выяснить наименьшие издержки. В этом случае единицами измерения служат килограммы веса на километр пролета.

Удельная величина

Какой расход топлива у самолета по удельному показателю, определяют единицей времени или расстоянием в отношении к тяге или его мощности двигателя.

Единицы измерения:

  • по массе или объему горючего - в килограммах или литрах;
  • по времени и расстоянию передвижения - в часах и километрах;
  • по мощности двигателя - в лошадиных или килограммовых силах.

Такой технический показатель показывает на топливную эффективность, он позволяет узнать, какой из лайнеров способен перевезти груз с минимальным количеством керосина. Определяя расход топлива пассажирского самолета, берут затраченное горючее на километр полета к количеству граждан, которые зашли в салон.

Какие показатели влияют на экономию?

Каждый раз, когда отправляют воздушный транспорт в полет, техники рассматривают все факторы. У них ряд задач:

"Боинг 737-400":

  • топливная эффективность - 20.9 г/пасс. км;
  • часовой расход - 2.6 тыс. кг/ч.

Характерные особенности этого пассажирского воздушного судна:

  • пассажирских мест - 114;
  • грузовой тоннаж - 2,4 т.

Параметры летных данных:

  1. 793 км/ч. - значение крейсерской скорости.
  2. 52800 кг - величина максимальной взлетной массы.
  3. 10058 м - на эту высоту поднимается аппарат.
  4. 2518 км - с подобной дальностью перемещается.
  5. 276 км/ч - с такой скоростью взлетает.

Ведущие специалисты компании "Боинг" работают над конструкцией воздушного транспортного средства, которое заменит все семейство 737.

Кто ведет расчет

Для заправки авиалайнеров применяют специальные нефтяные фракции, их называют авиакеросином, или авиационным топливом. Чтобы рассчитать необходимое количество на конкретный полет, привлекается узкий круг специалистов, только им известны формулы для каждой модели.

Складывается расчет по следующей схеме:

  • берут массу авиационного бензина, которая потребуется, чтобы перелететь из города М в город Д с коммерческой нагрузкой С;
  • фиксируют количество горючего, необходимого при перемещении из города Д до запасной аэродромной площадки, расположенной на максимальном удалении по полетному плану;
  • расход авиакеросина при дополнительных облетах во время посадки;
  • прибавляют к данному объему топлива 6 % для запасного хранения.

В случае аварийной посадки самолет должен сбросить остаток керосина, чтобы от удара не было возгораний от большого количества легко воспламеняемого вещества.

В качестве заключения можно подвести итог:

  • самая ответственная, старая и актуальная задача при создании конструкции самолета - его расход горючего;
  • топливная эффективность характеризуется тремя показателями: часовыми, километровыми, удельными затратами ресурсов;
  • топливные издержки - это не точные величины, на них оказывают влияние внешние и внутренние факторы;
  • удельное и часовое питание колеблется у каждого лайнера по разным диапазонам.

Расчет авиационного керосина ведут специалисты из технического персонала, отдельно на каждый самолет перед его маршрутом они применяют формулы, разработанные для определенных авиалайнеров. Полученный результат увеличивают, чтобы всегда был запас. Для длительных перелетов существует особая дозаправка в воздухе. В точку вылетают грузовые дозаправщики для выполнения скрупулезного, ответственного на рассчитанной высоте дела.

Часовой расход топлива самолетов — важная характеристика любого воздушного судна. Это влияет не только на эффективность работы лайнера, но и на его выгодность для авиакомпаний. Лайнер, который потребляет большое его количество, будет обходиться компании очень дорого, а значит вряд ли его будут часто приобретать.

Поэтому ведущие разработчики пассажирских лайнеров — — стараются делать свои модели таким образом, чтобы сохранять их экономичность в расходе топлива. Сколько же тратит топлива самолет? Все зависит от его модели, скорости и прочих факторов.

К этой цифре добавляют количество, необходимое для дополнительных двух кругов при заходе на посадку и еще 5% от всей общей суммы.

Например, для Боинга 747 максимальный размер его загрузки составляет 170 тонн.

Если брать отечественного производителя, то для ТУ-154 она составит 40 000 кг .

Сколько топлива расходует самолет?

Чтобы получить цифру его часового расхода берут количество его потребления при крейсерской скорости, а также при его полной загрузке. Сделав эти расчеты, получится средняя цифра. При этом учитывается и максимальная дальность полета.

Если взять расход топлива самолета Боинг 737, то он составит 3 000 л/ч. Расход топлива Боинг 737 800 уже не такой большой — 2 526 кг/ч.

Другое семейство — Боинги 747 уже имеют иную цифру его потребления. К примеру, расход топлива Боинг 777 составляет, в среднем, 5 000 л/ч.

А сколько топлива расходует в час самолет Боинг 747? Средняя цифра варьируется в пределах 12 тонн в час.

Чтобы сравнить с , возьмем для пример А310 и А320, то они потребляют по 4000-5000 кг/ч и 2200 кг /ч.

Как видите, цифры разные, и многое зависит не только от конкретного семейства, но и от отдельной модели.

Необходим ли сброс топлива при заходе на посадку?

Многие задаются вопросом, а куда деваются его остатки, которое остается у лайнера по прилету. Сбрасывают ли его воздушные суда перед посадкой?

На самом деле, нет . В идеале при посадке у лайнера должно оставаться до трех тонн от общего количества.

Его сбрасывают только в случае аварийной посадки . Да и то не все самолеты оснащены подобной системой, позволяющей совершить сброс.

Это происходит через специальное сопло и рассеивается до мельчайших капель. Сброс разрешен только в определенных местах .

Почему же не все пассажирские лайнеры оснащаются такой системой? Ведь, как известно, при многие люди гибнут от возникновения пожара и задыхаясь в дыму.

Дело в том, что сейчас у самолетов есть системы экстренной посадки при избыточном весе . Это позволяет летчикам не совершать подобной процедуры.

Когда лайнер приземлился, и пассажиры покидают салон, его полностью и тщательно проверяют на наличие малейших технических изъянов или недоработки техников.

Большинство пассажирских самолетов заправляют реактивным топливом . Каждая модель самолета рассчитывается на определенный вид горючего, использование которого обеспечат максимальные показатели. Также есть допустимые аналоги, при котором двигатели не теряют своих характеристик.

Виды авиатоплива

Топливо для самолетов бывает 2 видов:

  • Авиабензин для самолетов с поршневыми двигателями, а также для обслуживания деталей в качестве растворителя.
  • Авиакеросин . Применим для реактивных двигателей. Это дизельное топливо после глубокой переработки.

Керосин также отличается подвидами, в зависимости от условий использования.

Для пассажирских лайнеров используется в основном керосин для дозвуковой авиации. К таким относятся марки Т-1 и Т-2 . Это топливо с мелкими бензиновыми фракциями, чем больше их процент, тем меньше практический потолок высоты самолета. Т-1 с меньшим содержанием фракций является весьма стабильным горючим, которое соответствует нормам международных полетов.

Для дозвуковой авиации и сверхзвуковой, керосин будет разный. Для военных самолетов, выходящих за скорость звука, существует более тяжелое топливо – Т-6 и Т-8В. Это более тяжелые виды, поскольку в реактивных двигателях на высоких скоростях топливо быстро испаряться.


Сколько топлива нужно для заправки?

Расход топлива является, чуть ли не основным параметром воздушного судна. Ведь чем меньше топлива расходуется, тем меньше затрат на обслуживание самолета приходится компании.

Количество горючего на борту напрямую зависит от параметров полета и типа самолета. На близкое расстояние топливо скорей всего сильно сэкономят.

Также немаловажен маршрут полета, наличие промежуточных пунктов посадки. Учитываются даже погодные условия на маршрутом пути.


Рассчитать точное количество топлива, которое требуется для заправки лайнера, очень сложно. Это число редко совпадает с тем, что указано в технических характеристиках. Однако примерно посчитать эту цифру все-таки можно.

На определенный рейс, самолет заправят учитывая:

  1. Топливо необходимое для преодоления расстояния до аэропорта назначении.
  2. Топливо для полета от аэропорта назначение до запасного аэродрома.
  3. Горючее для ожидания посадки в течение 30 минут на малой высоте.
  4. Надбавка 5% на непредвиденные обстоятельства.

Видео как заправляют самолеты:


Сколько же стоит заправить самолет на один рейс? За пример возьмем стоимость тонны керосина в аэропорту Домодедово – примерно 47 300 рублей за тонну с учетом НДС. Для примерного расчета будем опираться на эту цену.

Расход топлива на самолетах марки Боингах 737-300 указан как 25,5 г. на пассажира за 1 км.

Возьмем для примера рейс Москва – Санкт-Петербург. Расстояние перелета в данном случае будет равно 633 км. Путем умножения, получаем расход на пассажира = 16,14 кг., а учитывая цену керосина в аэропорту Домодедово, это 763,5 рубля. Средняя вместимость лайнера 737 – 150 человек, соответственно заправить его обойдется в 114 523 руб. Эта цифра, естественно не окончательный расход. Учитывая вышеописанные условия, она может увеличиться до 150 000 ₽.

Рассмотрим один из самых больших лайнеров современности Боинг 747. Несмотря на свои гигантские размеры и большую стоимость, самолет может похвастать своей высокой экономичностью. Потребляет он для модели 100 – 32г. на пассажира за километр, а серии 300 – 22,4 г. Часовой расход горючего – 14 500 км., то есть на полет Москва-Санкт-Петербург чисто гипотетически будет потрачено около 700 000₽. Тем не менее самолет очень популярен и состоит в большинстве ведущих компаний мира.


Как заправляют самолеты

Заправка очень важный процесс при обслуживании летной техники.

Заправка бывает двух видов:

  • дозаправка в воздухе (военных самолетов);
  • полная заправка в аэропорту.

Каждый из видов по своему сложен. Рассмотрим их по порядку.


Это один из самых сложных и, в то же время зрелищных элементов полетов военной техники. Именно в России более 100 лет назад была придумана воздушная заправка. Не всегда она была такой, как мы ее видим сейчас. Существовали уникальные методы, в частности у бомбардировщиков Ту-16, когда самолеты заправлялись «крыло в крыло». И по сей день, наша военная авиация является передовой в технике заправок в воздухе. К сожалению, этот процесс не так просто увидеть обычным зрителям. Все потому, что попросту опасен ввиду чрезвычайного сближения самолетов (примерно на 20 метров).

Смотрите видео как заправляют бомбардировщик Стелс:

Видео как заправляют Су-24:


В данный момент многие типы самолетов военной авиации ВКС России обладают возможностью заправиться в воздухе.

  1. Истребители — Су-27, Миг-31,Миг-29;
  2. Штурмовики – Су-24М;
  3. Бомбардировщики – Ту-95, Ту-160.

Заправщиком в основном сейчас выступает модернизированный Ил-78М.

Чтобы заправить в воздухе истребитель потребуется 6 минут, тяжелый бомбардировщик – 20 минут, танкер – 45 минут.

Смотрите видео подборку неудачных дозаправок в воздухе:

В аэропорт топливо попадает двумя путями:

  1. Железнодорожным путем попадает топливо в цистернах, из которых при тщательном контроле всех параметров содержимое перекачивается в специальные резервуары. Рядом, по нормам всегда должны находиться подземные отсеки с водой, который в экстренном случае будут использованы для тушения горючего. На цистернах находятся специальные приборы, которые показывают все параметры топлива. Для перегонки используются мощные насосы.
  2. Трубопровод . Этот путь включает в себя доставку по трубам горючего с ближайшего нефтеперерабатывающего узла. На территории аэропорта находятся приборы учета качества топлива, которое проверяется по 12 основным параметрам. После анализа материала, происходит перегонка в центральный заправочный комплекс.

Процесс заправки лайнера может осуществляться двумя способами: через топливо заправщик или специальные колонки, расположенные по всей территории.


В среднем, скорость заправки через топливо заправщик будет составлять около 40 минут – это регламентировано максимальной скоростью подачи топлива по международным стандартам. На всех стадиях заправки строго соблюдается техника безопасности.

В заключении отметим, что процесс заправки очень важен для современных полетов, как гражданских, так и военных. Эта весьма сложная и опасная процедура. В ней много особенностей, исходя из условий применения и типов самолетов.

Гражданские самолеты в большинстве случаев потребляют огромное количество топлива, однако в пересчет на одного пассажира – это приемлемая цифра. Многие производители модифицируют самолет, чтобы повысить ее экономичность и, следовательно, уменьшить расходы на обслуживание. Современное высококачественное авиационное топливо поставляется во все крупные аэропорты, где происходит дозаправка лайнеров. А дозаправка в воздухе – одно из самых захватывающих зрелищ для зрителей и ответственных процедур для военных летчиков. Главным фактором остается одно – соблюдение техники безопасности.

Автомобилисты, выбирающие железного коня по его экономичности поймут: эта характеристика одна из определяющих и для владельцев авиакомпаний. Ведь топливо постоянно растёт в цене. А значит, чем меньше расходует керосина техника, тем выгоднее её содержать. Важно это и для производителей самолётов. Кто же станет покупать лайнер, который много «жрёт»?!

Но если про расход бензина в автомобиле большинство из нас знает, то расход керосина самолётом, если ты не специалист, представить довольно трудно. Понятно, что много - ведь этакую махину нужно в небо поднять, да с грузом и пассажирами. Но всё-таки сколько?

Очевидно, что расход топлива в авиалайнере зависит от его модификации, веса, скорости и других факторов.

Рассчитывают объём необходимого на один полёт топлива так: берём расстояние из пункта А в пункт Б, добавляем расстояние до пункта В (запасного аэродрома). Плюсуем сюда ещё количество топлива, которое может понадобиться на пару запасных кругов при заходе на посадку (такое бывает при непростых метеоусловиях, выпадании из графика и т. д.), потом ещё накидываем пять процентов от получившейся суммы на всякий случай. Получается максимальный объём загрузки самолёта, который, для Боинга 747, например, составляет 150-160 тонн в зависимости от модификации. Для советского ТУ-154 - 40 тонн, для самолётов семейства Аэробус А320 - 30 тонн.

Хорошо, баки залиты под завязку. Но насколько хватит этого топлива? Для этого нужно знать средний расход. Чтобы его посчитать, нужно вывести среднюю цифру между расходом топлива при крейсерской скорости и при полной загрузке. В формуле следует учесть дальность полёта. Не станем утомлять вас сложными расчётами, просто покажем, сколько керосина расходуют лайнеры:

Боинг 747 расходует в среднем 12 тысяч литров авиационного топлива в час, более мелкий 737 - около 3 тысяч литров в час.

Аэробус А320 расходует в среднем 2,7 тысяч литров керосина в час.

ТУ-154 «съедает» около 6 тысяч литров в час.

Выходит, что самый экономичный из самолётов - аэробус? Не совсем так. Соотношение расходов и прибыли рассчитать гораздо сложнее. Ведь Боинг 747, хотя и тратит больше всех топлива, летает на дальние расстояния и загрузка пассажиров у него больше. А это значит, что билеты продаются дороже (а найти авиабилеты по самой выгодной цене вы можете ). Поэтому однозначно утверждать, какой из них выгоднее и экономичнее, следует исходя из количества пассажиров и груза, который лайнер может взять на борт, расстояния, цены авиабилетов и обслуживания.

Сбрасывает ли самолёт топливо перед посадкой?

Бытует легенда, что перед посадкой самолёт должен сбросить всё топливо, оставшееся в баках. Особенно переживают по этому поводу жители населённых пунктов, расположенных недалеко от аэропортов.

На самом деле, такие ситуации бывают, но лишь в случае экстренной посадки. Тогда топливо выбрасывается через специальное сопло, которое рассеивает жидкость, так что керосин не обрушивается водопадом на головы ничего не подозревающим людям. К тому же, сбрасывать топливо можно только в определённых местах, вдалеке от жилых районов.

К слову, в современных самолётах системы сброса топлива может и не быть: авиаконструкторы уже придумали систему экстренной посадки при избыточном весе. Есть ещё вариант выработки лишнего топлива, то есть самолёт специально «наматывает круги», чтобы естественным образом сжечь керосин. Разумеется, этот вариант не применяется при экстренной посадке.

Поделиться: