Что разряжает аккумулятор. Разряжается аккумулятор на автомобиле — какие могут быть причины? Почему быстро садится аккумулятор в авто

Аккумулятор – один из самых коварных источников проблем в автомобиле. Подвеска о своей поломке заранее предупредит , двигатель – жором масла, ступичные – гулом, и так далее. А вот аккумулятор обычно «заболевает» внезапно. Казалось бы, еще вчера завелся, а сегодня уже никак. Саму батарею не всегда нужно в этом винить, зачастую она является заложником стечения обстоятельств или ошибок автовладельца. Наша задача – понять, откуда эти обстоятельства и ошибки берутся.

Возраст АКБ

Но первая причина все-таки связана с аккумулятором. У всего, в том числе и у АКБ, есть свой срок службы. Сколько проживет батарея предугадать трудно, у кого-то они «умирают» за 2-3 года, у кого-то могут прожить с десяток лет. В среднем, сегодня показатель 5-6 лет считается нормальным. Старение батареи объяснимо с химической точки зрения. На этом возрасте АКБ особенно сильно начинает донимать процесс, который называется сульфатация. По простому, это накапливание сульфата свинца на пластинах, из-за чего «рабочая» площадь пластин сокращается, а емкость батареи падает. Считается, что к старости аккумулятор теряет до трети былой емкости. А коли так, то можно подзаряжать его хоть каждый день, к следующему утру заряда все равно будет не хватать.

Полностью победить зарастание пластин свинцом нельзя, это процесс неизбежный, однако можно влиять на его скорость, соблюдая рекомендации по эксплуатации.

1. Избегать коротких пробегов . Конечно, имея автомобиль глупо ставить его «нужды» выше своих, но в том, чтобы по возможности избегать частых пусков и коротких поездок, нет ничего экстраординарного. Если вам нужно в магазин в 500 метрах от дома, так ли нужно ехать туда на авто? Для пуска мотора вы потратите батареи, который потом она не сможет восполнить от генератора из-за очень непродолжительного времени работы. Чем чаще так повторять, тем сильнее пластины АКБ зарастают свинцом.

2. Не допускать глубоких разрядов . Это уже 100-процентный «косяк» водителя. Забыл выключить фары, магнитофон и даже «аварийку» (если надолго) и аккумулятор разрядился «в ноль». Это и сама по себе причина разряда и отличный катализатор для сульфатации. Конечно, батарею можно подзарядить, и она еще поработает, может быть даже и долго поработает, но ее потенциальному ресурсу уже был нанесен урон. Особенно если аккумулятор необслуживаемый.

3. Не допускать долгих простоев . Для батареи оптимальный режим, когда она более-менее регулярно эксплуатируется, а вот простои почти неминуемо приводят к разряду и сульфатации. Если по какой-то причине эксплуатировать автомобиль не представляется возможным, то можно просто периодически подзаряжать АКБ в сетевом ЗУ. Это позволит избежать разряда.

4. Для владельцев обслуживаемых аккумуляторов нужно регулярно проверять количество электролита и подливать его по мере необходимости, чтобы исключить контакт пластин с воздухом.

Это советы так сказать на перспективу, а можно ли что-то сделать если пластины АКБ уже заросли свинцом? Можно. Операция называется десульфатация . Для владельцев обслуживаемых «аккумов» доступен как химический, так и электрический способ. Химический способ основан на использовании препарата Трилон Б и очень прост – нужно вылить из банок старый электролит, залить раствор Трилон Б, подождать час, слить раствор, пару раз промыть дистиллированной водой, залить свежий электролит. Трилон Б делает нерастворимые соли металлов растворимыми, поэтому свинец буквально смывается с пластин – емкость аккумулятора восстановлена. Сам Трилон Б стоит около 300 рублей за 500 граммов порошка, отлично растворяется в воде и может пригодится в автомобильном хозяйстве не только для десульфатации – им также промывают систему охлаждения. Если у вас обслуживаемый аккумулятор – это реальный и недорогой способ продлить ему жизнь.

Если аккумулятор необслуживаемый, то остается только воспользоваться электрическим способом, который основан на циклах заряда-разряда. Процесс очень простой, но занимает много времени. Нужно поставить АКБ на зарядку слабым током, примерно 0,8-1 ампер и напряжением 14 вольт. Зарядка длится 8 часов, после чего на 12 часов делается перерыв. Затем опять зарядка, но уже с током 2-2,5 ампера. И снова перерыв. Теперь аккумулятор нужно разрядить – значительно, но не «в ноль». Хорошо для этой цели подойдет лампа дальнего света, включенная на 6-8 часов. Потом процедуру нужно повторить 2-3 раза, контролировать количество можно по напряжению. Емкость батареи после этого должна возрасти. Иногда на все про все уходит до двух недель, актуально если у вас есть еще АКБ, и вы можете ездить на машине с другой батареей.

Конечно, есть специальные устройства, которые могут работать в режиме заряд-разряд, без манипуляций с лампой, но они сами по себе дорого стоят – в районе 7 000 рублей, дешевле купить новую батарею. Окупается только если в семье много машин или при длительном использовании.

Проблемы с зарядкой АКБ

Еще одна возможная причина связана не с самим аккумулятором, а с электрикой автомобиля. Если батарея не будет нормально подзаряжаться, то долго не прослужит. Нормально – это не меньше 13 вольт при включенных потребителях. Если меньше, то нужно искать причину. Этой теме мы уже посвятили большой материал, в котором обозначили возможные поломки генератора и способы его ремонта. Чтобы не повторяться просто дадим ссылку на .

Утечка тока

Еще один коварный пункт, который может подкрасться внезапно. Вроде и аккумулятор новый, и зарядка отличная, а машина все равно превратится в «недвижимость» если ток уходит пока автомобиль стоит. Небольшой расход есть всегда, на часы, сигнализацию и иное оборудование жизнеспособность которого нужно поддерживать даже при выключенном зажигании. Другой вопрос, в размере утечки.

Если вы вдруг обнаружили автомобиль с «пустой» батареей, и вроде бы ничего этому не предвещало, то беремся за проверку. Сделать это просто.

1. На автомобиле с выключенным зажиганием отключаем все явные потребители (фары, магнитофон, …).

2. Снимаем отрицательную клемму с АКБ.

3. Мультимером в режиме измерения тока производим замер между «минусом» батареи и клеммой.

Если получившееся значение менее 70 мА, то можно по поводу утечки не переживать, а вот если больше, то нужно искать виновника и причину. С виновником проще, есть один хитрый способ – держа включенным мультимер между клеммой и «минусом» батареи, попросить друга по очереди выдергивать предохранители. По идее, извлечение одного из предохранителей должно резко снизить значение на циферблате мультиметра. Останется только по справочнику определить за что отвечает именно этот предохранитель.

С причиной утечки сложнее даже если есть понимание из-за кого она происходит. Причины обычно делятся на две части – плохое соединение и проблемы в самом приборе. Могли окислиться клеммы, повредиться изоляция проводов, рассыпаться непропаянная скрутка. У потребителя может быть короткое замыкание или проблема с настройкой и управлением. В большинстве современных авто при включении зажигания подача тока к потребителям прекращается, однако дополнительное оборудование (музыку, сигнализации, камеры заднего вида) часто монтируют прямым соединением. Да, это удобно в процессе эксплуатации (ту же музыку можно послушать без ключа в замке зажигания, но приводит к проблемам если «контрагент» начинает барахлить. Так что бороться с утечками нужно, во-первых, проверяя и меняя проводку до проблемного агрегата, во-вторых, диагностируя его самого.

Включенный электроприбор

Довольно очевидная причина, но для полноты картины нельзя ее не указать – если забыть выключить фары, или надолго оставить автомобиль с включенной «аварийкой» или мультимедиа системой, то каким-то здоровым не был аккумулятор, он все равно разрядится. Здесь водитель может бороться только со свой рассеянностью. Если не помогает, ставить реле с автоматическим отключением по таймеру.

Температурные условия

Наконец, может быть просто холодно. Подсчитано, что при снижении температуры на 1 градус емкость падает на 1мАч, ночь в -30°С и ниже даже молодой и полный сил аккумулятор может не пережить. Если с утра нужно куда-то ехать, то лучше не искушать судьбу, и забрать АКБ на ночевку в более теплое место. Если низкие морозы это особенность вашего региона, то есть еще один вариант – купить или сшить самому специальный чехол, которым можно укрыть аккумулятор (как вариант, использовать ). Это, конечно, не панацея, но даже того тепла, что сохранит чехол, может оказаться достаточно, чтобы батарея разряжалась не так быстро.

По статистике, срок жизни АКБ на моделях последних поколений увеличился. Если раньше больше трех-четырех лет аккумуляторы выживали редко, то сегодня многие автовладельцы рассказывают о пяти, семи и даже девяти годах эксплуатации. Но для этого самому автовладельцу нужно быть внимательным – правильно эксплуатировать машину, не допускать разряда из-за своих ошибок и оперативно реагировать на поломки «смежников» – генератора или потребителей. Тогда практически нет шансов, что аккумулятор разрядится внезапно.

9 октября 2016

Вы вышли утром из дома, сели в машину, и обнаружили, что ваш автомобиль не заводится. По статистике, чаще всего это случается зимой, особенно в морозный день. Ситуация, знакомая многим – разрядился аккумулятор. И редко кому удалось её избежать.

Основные факторы, влияющие на работу АКБ

В процессе работы аккумуляторы изнашиваются и выходят из строя. Что же может ускорить процесс, который приведёт к констатации печального факта: аккумулятор вашего автомобиля полностью разрядился?

  • повышенная температура – причина коррозии пластин, в результате чего обедняется их активное покрытие и истощается электролит;
  • электрические перегрузки – оставленные включёнными на время длительной стоянки сигнализация и телефон, простаивание в пробках в зимнее время при работающих одновременно фарах, вентиляторе, обогревателе заднего окна и стеклоочистителях забирают больше энергии, чем производит генератор. Много энергии потребляют также компрессоры для подкачки шин, стоп-сигналы, мощная аудиосистема.
  • вибрация – «болтанка» медленно, но уверенно стряхивает активное вещество из пластин аккумулятора, поэтому особенно важно хорошо и прочно его закрепить;
  • плохой уход. АКБ должна содержаться в идеальной чистоте – нужно следить за чистотой клемм и корпуса, регулярно их протирать и следить за уровнем электролита. При повышенной плотности электролита пластины будут быстро разрушаться, а при пониженной – происходит их сульфатизация, поэтому электролит станет замерзать при минусовых температурах.

Как завести автомобиль с разряженным аккумулятором?

Теория-теорией, но, тем не менее – стоим на месте. Аккумулятор автомобиля не подаёт признаков жизни и его нужно реанимировать. Способов решения этой задачи несколько, и только от ситуации зависит, с чего начать.

Можно, конечно, не очень долго думая, пойти и купить новую батарею. Но вряд ли вы так поступите - обязательно постараетесь сначала найти другой выход из положения. И правильно!

Зарядное устройство или запасной аккумулятор

У предусмотрительных и запасливых автомобилистов наверняка имеется компактное зарядное устройство или просто запасной аккумулятор - не выброшенный, а восстановленный старый после покупки нового. Тогда вопрос как завести автомобиль решается оперативно: или за 15-25 минут подзаряжаемся, или меняем аккумулятор.

А вы знали, что можно сделать ?

Но пользоваться таким способом подзарядки каждый день вредно для АКБ, и если батарея не держит заряд хотя бы 3 дня (а лучше – неделю), то нужно искать другую причину.

Если вы не относите себя к категории запасливых, то в случае если сел аккумулятор, воспользуетесь другими методами.

Завод с «толкача»

Самый простой из них, «тяни-толкай» безболезненно можно применять к автомобилям только с механической коробкой передач. А если вы владелец авто с АКПП, то сделать это можно попытаться разве только в безвыходной ситуации и всего лишь однажды. Ведь смазка АКПП происходит только во время работы двигателя, а если стартовать «насухо», то вполне могут случиться серьёзные поломки.

Запитка от АКБ другого авто

Напряжение у заряженного аккумулятора должно быть в пределах 12,6-12,9 В, у разряженного на 1 В меньше. Уровень электролита и его плотность измеряют ареометром. Нормальные значения этого показателя: 1,25-1,29 г/см3. При отсутствии на вашей батарее меток «минимум-максимум» нужно просто следить, чтобы пластины батареи были покрыты электролитом, и долить дистиллированной воды.

Итак, диагноз окончательный и батарея разряжена полностью. После того, как вы точно удостоверились в этом, то запуск автомобиля с разряженным аккумулятором естественно, возможен только после его зарядки.

Порядок зарядки аккумулятора

Нельзя просто подключить аккумулятор к зарядному устройству, и оставить его на всю ночь в гараже. При зарядке полностью разрядившейся АКБ существуют определённые правила и нюансы. Если их соблюдать, то аккумулятор вашего автомобиля прослужит ещё довольно серьёзный срок.

Перед зарядкой нужно открыть все крышки (горловины) и снять клеммы. По очереди подсоединить (+) зарядного устройства, затем (-). После этого включить устройство в сеть. Отключение, естественно – в обратном порядке.

Для стандартных свинцово-кислотных батарей зарядный ток составляет ориентировочно 10% их полной ёмкости. Например, если заряжаете АКБ с характеристикой 50 ампер-час, то при силе тока 5 ампер процесс должен длиться не менее 10 часов. Крышки при зарядке нужно снимать.

Если возникнет желание ускорить заряд, то это чревато перегревом, а то и закипанием электролита . При этом пластины покоробятся, и тогда батарея точно выйдет со строя навсегда.

Герметичные аккумуляторы нужно заряжать ещё дольше. Например, ток зарядки для необслуживаемого аккумулятора такой же ёмкости нужен силой только в 1,25 ампер (не более 2,5%) и зарядка будет длиться около 40 часов.

Зарядные устройства тоже бывают разными по устройству и мощности. Большинство из них имеет регулятор зарядного тока, а некоторые - режим «снижающейся зарядки». Это хорошо для предотвращения возможного перезаряда.

Некоторые же - наоборот, имеют функцию быстрой зарядки. Это свойственно мощным зарядным устройствам. Но лучше придерживаться правил оптимальной зарядки, чтобы аккумулятор не вышел из строя раньше срока.

В заключении

Все советы по поводу того, как завести автомобиль, когда аккумулятор разрядился, могут быть актуальны, если с вашей машиной это случилось только единожды. Если же батарея разряжается часто и это повторилось уже не раз, то нужно выяснить настоящую причину. Может быть, дело в генераторе, из-за неисправности которого на батарею не подаётся достаточный заряд, и она не успевает подзаряжаться во время пути.

А если всё это происходит ещё и летом, может, ваш аккумулятор действительно уже отслужил своё?

Основной функцией автомобильного аккумулятора, как первичного источника тока, является подача электрической энергии на стартер – ключевой элемент пусковой системы силового агрегата. Кроме того, аккумуляторная батарея (АКБ) питает приборы и устройства бортовой сети в то время, когда двигатель не работает. Холодный пуск двигателя и бесперебойное снабжение электричеством всех агрегатов – потребителей электроэнергии могут быть затруднены, если аккумулятор быстро разряжается, теряет свою номинальную емкость и параметры пускового тока. Как проверить работоспособность аккумулятора, провести диагностику электрооборудования и выявить причины ускоренного разряда батареи?

Срок службы автомобильных аккумуляторов

Пусковые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, используемые на современных легковых автомобилях, бывают трех типов: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Наиболее удобными в эксплуатации и, следовательно, популярными являются АКБ, имеющие герметичный корпус и не подразумевающие проведения какого-либо обслуживания.

Срок службы аккумуляторов, выполненных в необслуживаемом исполнении, составляет около 3-х лет. Основным параметром, характеризующим срок службы батареи, является количество циклов разряда-заряда. Так, например, стандартные свинцово-кислотные аккумуляторы способны выдерживать от нескольких сотен до 1000 циклов разряда-заряда. При этом номинальная емкость АКБ не должна уменьшаться более чем на 20 %. Важно не допускать того, чтобы аккумулятор длительное время пребывал в разряженном или частично заряженном состоянии.

Стоит помнить о том, что ресурс аккумуляторной батареи зависит от соблюдения правил, условий и режима ее эксплуатации. Так, например, бережное и рациональное использование АКБ, при условии недопущения частых глубоких разрядов (более 80 % от задекларированной емкости батареи), позволяет прослужить аккумулятору значительно дольше.

В последнее время становятся популярными , в которых электролит имеет консистенцию геля. Такие аккумуляторы отличаются повышенной долговечностью (до 10 лет), отлично переносят многократные глубокие разряды (вплоть до 100 % номинальной емкости), но они достаточно дороги и очень чувствительны к стабильности параметров тока зарядки.

Проверка функциональной пригодности аккумуляторной батареи

Плановая или вынужденная замена автомобильного аккумулятора – явление хоть и достаточно редкое, но неизбежное. За весь период эксплуатации автомобиля данная процедура выполняется неоднократно. Прежде чем установить новую АКБ на автомобиль, необходимо ознакомится с рекомендациями автопроизводителя и точно их придерживаться. Основными техническими характеристиками автомобильных аккумуляторов являются:

  • напряжение (для всех легковых авто – это 12.8 вольт (В));
  • номинальная емкость (выражается в ампер-часах (Ah));
  • пусковой ток (измеряется в амперах (А));
  • размеры корпуса и полярность (прямая или обратная).

Для того чтобы проверить, насколько пригоден аккумулятор для использования его в качестве автономного источника электрического тока, необходимо выполнить следующие операции:

  • визуальный осмотр: исследуется корпус на предмет наличия трещин и повреждений, определяется состояние клемм;
  • проверка уровня и плотность электролита (для обслуживаемых или частично обслуживаемых батарей): для измерения применяется ареометр;
  • измерение напряжения с помощью нагрузочной вилки: применяется для всех типов аккумуляторных батарей и проводится в два этапа – без нагрузки и под нагрузкой;
  • измерение емкости и проверка полученных значений на соответствие указанным параметрам: для диагностики используется специальный прибор.

Диагностика неисправностей в цепи зарядки

Нештатный режим работы или полный выход из строя автомобильного генератора является одной из причин того, что аккумулятор быстро разряжается. Самыми распространенными неисправностями в цепи зарядки аккумулятора считаются:

  • обрыв ремня генератора – зарядка батареи прекращается полностью;
  • поломка реле регулятора напряжения – параметры тока зарядки не соответствуют норме;
  • выход из строя полупроводникового выпрямителя (диодного моста) – переменный ток не преобразуется в постоянный;
  • замыкание витков обмотки статора;
  • сильный износ токосъемных колец (коллектора);
  • механические повреждения деталей генератора: повреждение шкива, износ графитовых щеток, разрушение подшипников;
  • повреждение электропроводки, окисление контактов в зарядной цепи.

Характерными признаками, сигнализирующими о наличии неисправностей в зарядной цепи, являются:

  • постоянная индикация (свечение) сигнальной лампы заряда аккумуляторной батареи;
  • явно выраженный шум при работе генератора;
  • недостаточный или избыточный заряд аккумулятора;
  • полное отсутствие заряда АКБ.

Причины быстрого разряда аккумулятора

Слишком быстрый разряд автомобильного аккумулятора может быть спровоцирован целым рядом причин эксплуатационного или технического характера.

Дефекты аккумулятора

Основной причиной невозможности дальнейшего использования аккумуляторной батареи является ее естественный износ. К факторам, снижающим функциональную пригодность АКБ, относятся:

  • сульфатация: образование сульфата свинца на поверхности пластин препятствует нормальному течению токообразующих процессов;
  • электрохимическая коррозия: разрушение или окисление электродов способствует понижению разрядной емкости батареи;
  • потеря однородности, осыпание пористой активной массы электродов;
  • полное или частичное механическое разрушение корпуса.

Полностью выработанный ресурс является вполне естественной причиной выхода из строя аккумуляторной батареи, но существуют и другие факторы, наличие которых вызывает ненормальную работу АКБ. Главная проблема – это чрезмерно быстрый разряд аккумулятора вследствие большого тока утечки в бортовой электросети автомобиля.

Ток утечки

Ток утечки бывает двух видов: внутренний и внешний. Внутренние токи утечки в аккумуляторах имеют несравненно более низкие значения, чем внешние. Поэтому при определении причин быстрой разрядки АКБ основной акцент делается на поиск участков цепи или отдельных устройств, где присутствует значительная внешняя утечка тока.

В исправной бортовой электрической сети автомобиля допустимая норма тока утечки находится в диапазоне от 15 мА до 70 мА. Важно помнить о том, что значение данного параметра напрямую зависит от количества приборов и устройств – потребителей энергии, интегрированных в бортовую электрическую сеть.

При нормальной работе системы электропитания, и особенно цепи зарядки аккумулятора, некоторое уменьшение емкости, вызванное током утечки, компенсируется постоянной подзарядкой АКБ от генератора. Наиболее отчетливо проблема потери тока просматривается в холодное время года, когда аккумулятор не может длительное время поддерживать свои номинальные емкостные параметры.

Процедура выявления мест утечки тока в электрической сети автомобиля проводится по строго определенной схеме. Для измерения тока утечки используется амперметр или цифровой мультиметр – электроизмерительное комбинированное устройство. Перед началом измерений необходимо выключить зажигание, отключить все приборы и устройства автомобиля, потребляющие электроэнергию. Затем нужно снять «минусовую» клемму с аккумулятора и между ней и кабелем на массу последовательно подключить амперметр или мультиметр, настроенный на измерение силы тока. Стоит отметить, что ток утечки может измеряться как при снятой «плюсовой» клемме («разрыв плюса»), так и при отсоединенном «минусе» (предпочтительнее).

Если измерения показывают превышение максимально допустимой нормы (более 70-80 мА), то необходимо выявить в какой цепи бортовой электросети происходит утечка тока. Для ответа на этот вопрос, не отсоединяя измерительный прибор, нужно поочередно вытягивать плавкие вставки из блока предохранителей. Когда при отсутствии какого-либо из предохранителей показания тока опустятся до нормы – это значит, что обнаружена цепь, в которой присутствует значительная утечка тока. Тщательной проверке и диагностике подвергаются все элементы поврежденной цепи: проводка, разъемы, клеммы, подключенные приборы и устройства. Стоит отметить, что если после манипуляций с блоком предохранителей не удалось выявить причину утечки тока, то нужно обследовать на предмет наличия неисправностей генератор, стартер, дополнительное оборудование, а также проверить контакты и целостность изоляции всей проводки электросети автомобиля.

Дополнительные потребители электроэнергии

Практика ремонта и обслуживания бортовой электрической сети автомобиля показывает, что большая утечка тока чаще всего возникает вследствие неправильно выполненного подключения дополнительного электрооборудования. Чаще всего – это мощные акустические системы, многофункциональные электронные автосигнализации, дополнительная оптика (противотуманные фары, дальний свет, дневные ходовые огни).

Например, нестандартная музыкальная система, включающая в себя усилитель, сабвуфер, набор колонок, а иногда и несколько мониторов, требует электрической мощности больше, чем может обеспечить штатный автомобильный генератор. К тому же достаточно сложная схема соединения в единую систему перечисленного оборудования и необходимость прокладки дополнительных кабелей, могут стать причиной разного рода ошибок подключения. Выходом из данной ситуации является замена стандартного генератора более мощным или установка на автомобиль дополнительного аккумулятора.

Автомобильный аккумулятор - неотъемлемая часть любого транспортного средства. Его задача сводится к выполнению трёх важных функций: запуск двигателя, питание электрооборудования и сигнализации при незапущенном моторе или на малых оборотах, работа совместно с генератором, когда возможностей последнего не хватает для питания всех потребителей.

Схема аккумуляторной батареи проста: два полюса - "плюс" и "минус". Первый служит для подключения к потребителям, второй - соединяется с кузовом транспортного средства. На клеммах нормально заряженного аккумулятора напряжение под нагрузкой составляет 12 В, без нагрузки - до 14 В.

Подзарядка аккумуляторной батареи производится во время движения генератором, подсоединяемым к цепи параллельно с АКБ.

Данная схема также позволяет аккумулятору, при большом количестве работающих электроприборов, "помогать" генераторной установке.

Признаки поломки

Самая неприятная ситуация, часто происходящая по вине неисправного аккумулятора - невозможность запуска двигателя после простоя, особенно зимой.

Признаки неисправности батареи:

  • заряженная полностью АКБ не обеспечивает более 2-3 запусков двигателя;
  • при попытке запуска мотора, стартер "проворачивает" двигатель с трудом;
  • стартер вообще не крутится, но клеммы сильно нагреваются и напряжение на них есть;
  • батарея быстро разряжается и при этом происходит сильный нагрев.

Проверить аккумулятор на работоспособность очень легко. Так, перед включением стартера включите в салоне автомобиля освещение. При первом же повороте ключа, если все лампочки и освещение приборной панели гаснут, то у АКБ, возможно, не хватит заряда для того, чтобы раскрутить стартер с нужной скоростью.

Ещё один простой способ протестировать батарею - включить салонный плафон, а затем фары. Если при этом будет заметно уменьшение яркости в салоне, то это также является сигналом к тому, чтобы проверить состояние аккумулятора.

Причины неисправности

Одной из причин, при которой полностью заряженный аккумулятор "умирает" после пары пусков двигателя может являться длительная работа батареи в режиме перезарядки, либо напротив, эксплуатация АКБ с низкой степенью заряженности.

Подобное случается, когда:

  • нарушена работа регулятора напряжения;
  • слишком высока интенсивность использования ТС (например, работа в такси);
  • низкий уровень электролита;

В этих случаях активное вещество пластин ускоренно разрушается, решётки корродируют, вследствие чего электролит приобретает тёмный и даже красноватый оттенок.

Сбои в работе батареи могут быть вызваны и коротким замыканием пластин. Наличие дефекта определяется быстрым саморазрядом, чрезвычайно медленным увеличением напряжения и плотности электролита при заряде. Причин короткого замыкания АКБ может быть несколько:

  • оседание на дне аккумулятора осыпавшейся активной массы (шлама);
  • образование наростов между пластинами;
  • разрушение сепараторов или производственный дефект.

Повышенный саморазряд (более 1% в сутки) может быть вызван банальным загрязнением поверхности аккумуляторной батареи, из-за чего замыкаются выводные штыри.

Подобный эффект наблюдается также при загрязнении электролита, например, после доливания в АКБ некачественной дистиллированной воды.

Проблемы с запуском двигателя могут возникать и при исправной батарее вследствие её недозаряда, который возникает по целому ряду причин:

  • недостаточное натяжение ремня привода генератора;
  • неисправность регулятора напряжения или генератора;
  • неисправность стартера, приводящая к увеличению потребляемой силы тока или количеству попыток запуска двигателя;
  • окисление соединительных клемм.

Ремонт или замена

На сегодняшний день, ремонт АКБ - практика, уходящая в прошлое. Большинство батарей, используемых в автомобилях, необслуживаемые. В них даже вода, в течение всего срока эксплуатации, не заливается. Тем не менее, если аккумулятор разрядился вследствие длительного простоя автомобиля на морозе, либо по причине неисправности генератора, стартера и т.п., то новую батарею из-за этого покупать, конечно же, не следует - АКБ просто необходимо зарядить, соблюдая инструкцию и технику безопасности.

Если же внутри батареи произошло короткое замыкание, либо пластины начали разрушаться вследствие других факторов, то аккумулятор лучше всего поменять. Тогда он точно не подведёт в самый неподходящий момент, а автомобиль по-прежнему будет приносить пользу и удовлетворение.

Почему быстро садиться аккумулятор, рассказано в следующем ролике.

Выхожу утром из дома, нажимаю кнопку центрального замка и… ничего. Машина не реагирует. Не беда, открываем ключом. Поворачиваем ключ зажигания, а лампочки даже не горят, из-под панели легкий писк. Все понятно — сел аккумулятор. Даже если вчера все было в порядке, в следствии ряда причин батарея может разрядиться всего за одну ночь. Чаще всего выявляется это нарушение только поутру, и приводит к опозданиям на работу.

Последствия такой ситуации могут быть крайне плачевными: пластины могут необратимо осыпаться. Если это произошло на морозе — электролит может замерзнуть и расширившись, повредить корпус батареи.

Причины быстрого разряда АКБ

Разряженная батарея утром — следствие нештатной ситуации. Если автомобильный аккумулятор разрядился в ноль, значит был включен потребитель довольно высокой мощности.


Как найти причину

Алгоритм действий при поиске неполадки зависит от срочности и необходимости дальнейшего движения.

Внимание! В целях экономии времени и денежных средств используйте при дагностике правилом от простого к сложному, от дешевого к дорогому. К примеру, нет необходимости менять дорогой генератор, если причина разрядки в поврежденной проводке.

Первое — необходимо визуально осмотреть замок зажигания, аккумуляторную батарею и генератор, а также всю видимую проводку. На что обратить внимание:


Если ничего критического не обнаружено, можно «прикурить» от другого автомобиля либо установить заведомо заряженную батарею. При подсоединении проводов стоит обратить внимание на искру. Проскакивающая искра свидетельствует о потреблении тока, которого не должно быть при выключенном зажигании. Зачастую это именно та причина, из — за которой быстро разряжается батарея на машине.

Проверяем работу генератора

Отдельным пунктом нужно поставить работу генератора.

Если искры нет, заводим автомобиль и проверяем работу генератора. Подгазовываем, если ремень издает свист — нужно его натянуть. Если с ремнем все в порядке, включаем все электропотребители — фары, подсветки, вентилятор и так далее.

В последнюю очередь включаем щетки дворников и следим за их скоростью. При выросшем энергопотреблении нерабочий генератор не способен обеспечить дворники энергией — они будут двигаться заметно медленнее, чем обычно. Напряжение на клеммах аккумулятора также будет низким — меньше 12.8 вольта. Если это так, причину севшего аккумулятора стоит связать с неисправностью генератора.

Неисправный генератор не может обеспечить автомобиль электроэнергией, это одна из причин, почему даже новый аккумулятор в машине быстро разряжается.

Ищем утечку тока

Утечка тока на автомобиле определяется при помощи амперметра. Он есть в большинстве современных мультиметров. Нам потребуется диапазон измерения от 0 до 20 Ампер.

  1. Ставим в автомобиль заведомо исправный заряженный аккумулятор, присоединяем отрицательную клемму, амперметр подключаем в разрыв между плюсовым проводом и клеммой аккумулятора.
  2. Если показания выше 0.2 — 0.4 ампера (всегда есть постоянные потребители — ЭБУ, часы, сигнализация, магнитола), значит есть утечка тока.
  3. Ищем несанкционированный потребитель отключением предохранителей. Если при извлеченном предохранителе цифры на амперметре падают, значит поломка в этой цепи.
  4. Нарушения в проводке бывают из-за закисших соленоидов стартера, замкнувшего датчика температуры на радиаторе или замыкании обмоток генератора.
  5. Повреждения провода возбуждения генератора внутри оплетки могут привести к тому, что генератор будет находиться под возбуждением и потреблять много тока.

Если утечки тока не наблюдается, стоит проанализировать работу сигнализации. Она постоянно подключена к батарее и является наиболее вероятным потребителем тока.

Может ли сигнализация посадить батарею?

Стандартная сигнализация потребляет 0.08 ампер/часа. Сложные сигнализации с дистанционным оповещением тратят на 30% больше. Это немного, аккумулятор в 60 Ампер/час разрядится примерно через месяц простоя.

Сигнализация работает так: при постановке она впадает в «спящий» режим. Потребление тока минимальное. При замыкании контакта в цепи датчиков срабатывает блок, посылающий сигнал на фары и сирену, а также оповещение брелка. Современные сигнализации способны реагировать на громкий звук, вибрации и даже излишнее приближение к автомобилю. Такие системы расходуют больше тока, так как используют принцип радиолокации или фотоэлементы.

Причины, почему сигнализация потребляет больше тока.

  • Наличие радиомодуля оповещения. Для его работы нужно больше энергии, чем на работу самой сигнализации.
  • Брак схем сигнализации.
  • Неправильно установленные или слишком чувствительные датчики. Сигнализация срабатывает, при сломанной сирене это ведет к повышенному разряду.
  • Сработки иммобилайзера. В этом случае батарея будет исправна, но зажигание не включается.
  • Неисправный автозапуск пытался завести двигатель. Стартер бысто «садит» батарею.
  • Сигнализация автономного типа имеет свой аккумулятор. Если он изнашивается, реле старается его зарядить и «вытягивает» энергию из основного. Поэтому лучше устанавливать зависимую сигнализацию или проверять батарею основного.

Внимание! Устанавливайте и чините сигнализации в специализированной мастерской у опытного автоэлектрика. Неправильные подключения или оголенные провода могут привести к пожару или серъезной поломке.

Проверить исправность сигнализации довольно сложно, так как разряд может быть коротким по времени и отследить его невозможно. Тест прост:

  1. Сигнализация отключается, автомобиль эксплуатируется без нее. Если батарея не разряжается, стоит диагностировать или установить новый блок.
  2. Поднимается капот, концевик датчика зажимается. Измеряем расход тока сигнализации. Провоцируем сработки — стучим по крыльям, шатаем авто. Сигнализация во время сработки потребляет больше тока, но через установленное время должна отключаться и не потреблять лишнюю энергию. Если сигнализация не отключается, она легко за ночь может «выпить» целый аккумулятор.

Полезное видео

В данном видео наглядно показано как определить почему за ночь разряжается аккумулятор:

Заключение

Чтобы не происходило неприятных моментов по утрам, следует ухаживать за своим автомобилем. Это касается не только внешнего вида или чистоты салона, в первую очередь нужно периодически проходить техническое обслуживание, внимательно следить за посторонними шумами, заглядывать под капот. Аккумулятор, щетки генератора — это расходники, которые нужно менять согласно технического регламента. Посторонние вмешательства в проводку автомобиля, установка некачественной сигнализации «кривыми» руками вообще опасны и могут вызвать пожар.

Эксплуатируйте машину правильно, изучайте особенности жизни автомобилиста и таких проблем по утрам у вас не будет.

Поделиться: