Восстановление пальчиковых аккумуляторов. Лавинная реанимация (восстановление) батареек

Из опыта эксплуатации

NiMH элементы широко рекламируются, как элементы с высокой энергоемкостью, не боящиеся холода и не имеющие памяти. Купив цифровую фотокамеру Canon PowerShot A 610 , я естественно снабдил ее емкой памятью на 500 снимков высшего качества, а для увеличения продолжительности съемок купил 4 NiMH элемента емкостью 2500 ма* час фирмы Duracell .

Сравним характеристики выпускаемых промышленностью элементов:

Параметры

Ионно-литиевые
Li-ion

Никель-кадмиевые NiCd

Никель-
металл-гидридные NiMH

Свинцово-кислотные
Pb

Длительность службы, циклов зарядки/разрядки

1-1,5 года

500-1000

3 00-5000

Энергетическая емкость, Вт*ч/кг
Ток разряда, мA*емкость аккумулятора
Напряжение одного элемента, В
Скорость саморазряда

2-5% в месяц

10% за первые сутки,
10% за каждый последующий месяц

в 2 раз выше
NiCd

40% в год

Диапазон допустимых температур, градусы Цельсия зарядки
разрядки -20... +65
Диапазон допустимых напряжений, В

2,5-4,3 (коксовые) , 3,0-4,3 (графитовые)

5,25-6,85 (для батарей 6 В),

10,5-13,7 (для батарей 12 В)

Таблица 1.

Из таблицы видим NiMH элементы обладают высокой энергетической емкостью, что делает их предпочтительными при выборе.

Для ихзарядки было куплено интеллектуальное зарядное устройство DESAY Full-Power Harger обеспечивающее зарядку NiMH элементов с их тренировкой. Элементы оно заряжались качественно, но... Однако на шестой зарядке оно приказало долго жить. Выгорела электроника.

После замены зарядного устройства и нескольких циклов заряд-разряд, аккумуляторы стали садиться на втором - третьем десятке снимков.

Оказалось, что не смотря на заверения, NiMH элементы тоже обладают памятью.

А большинство современных портативных устройств их использующих, имеют встроенную защиту, отключающую питание при достижении некоторого минимального напряжения. Это не позволяет выполнить полную разрядку аккумулятора. Тут и начинает играть свою роль память элементов. Не полностью разряженные элементы получают неполный заряд и их емкость падает с каждой перезарядкой.

Качественные зарядные устройства позволяют выполнять зарядку без потери емкости. Но что-то я не смог найти в продаже такого для элементов емкостью 2500маh . Остается периодически проводить их тренировку.

Тренировка NiMH элементов

Все написанное ниже не относится к элементам аккумуляторной батареи имеющим сильный саморазряд . Их можно только выбросить, опыт показывает, тренировке они не поддаются.

Тренировка NiMH элементов заключается в нескольких (1-3) циклах разрядки - зарядки.

Разрядка выполняется до снижения напряжения на аккумуляторном элементе до 1В. Желательно разряжать элементы индивидуально. Причина в том, что способность принимать заряд может быть различна. И она усиливается при зарядке без тренировки. Поэтому происходит к преждевременное срабатывание защиты по напряжению вашего устройства (плеера, фотоаппарата, ...) и последующей зарядке неразряженного элемента. Результат этого нарастающая потеря емкости.

Разрядку необходимо выполнять в специальном устройстве (Рис.3), которое позволяет выполнять ее индивидуально для каждого элемента. Если нет контроля напряжения, то разрядка выполнялась до заметного снижения яркости лампочки.

А если Вы засечете время горения лампочки вы сможете определить емкость аккумулятора, она вычисляется по формуле:

Емкость = Ток разрядки х Время разрядки = I х t (А * час)

Аккумулятор емкостью 2500 ма час способен отдавать в нагрузку ток 0,75 А в течении 3,3 часа, если полученное в результате разрядки время меньше, соответственно и меньше остаточная емкость. И при уменьшении емкости Вам необходимой надо продолжить тренировку аккумулятора.

Сейчас для разрядки элементов аккумуляторов я применяю устройство изготовленное по схеме показанной на рис.3.

Оно изготовлено из старого зарядного устройства и выглядит так:

Только теперь лампочек 4 штуки, как в рис.3. О лампочках надо сказать отдельно. Если лампочка имеет ток разрядки равный номинальному для данного аккумулятора или несколько меньший ее можно использовать как нагрузку и индикатор, иначе лампочка только индикатор. Тогда резистор должен иметь такую величину, чтобы суммарное сопротивление El 1-4 и параллельного ей резистора R 1-4 было порядка 1,6 Ом.Замена лампочки на светодиод недопустима.

Пример лампочки которая может быть использована в качестве нагрузки - это криптоновая лампочка для карманного фонаря на 2,4 В.

Особый случай.

Внимание! Производители не гарантируют нормальную работу аккумуляторов при зарядных токах превышающих ток ускоренной зарядки I зар должен быть меньше емкости аккумулятора. Так для аккумуляторов емкостью 2500ма*час он должен быть ниже 2,5А.

Бывает, что NiMH элементы после разрядки имеют напряжение менее 1,1 В. В этом случае необходимо применить прием описанный в приведенной выше статье в журнале МИР ПК. Элемент или последовательная группа элементов подключается к источнику питания через автомобильную лампочку 21 Вт.

Еще раз обращаю Ваше внимание! У таких элементов обязательно надо проверить саморазряд! В большинстве случаев именно элементы с пониженным напряжением имеют повышенный саморазряд. Эти элементы проще выкинуть.

Зарядка предпочтительна индивидуальная для каждого элемента.

Для двух элементов напряжением 1,2 В зарядное напряжение не должно превышать 5-6В. При форсированной зарядке лампочка одновременно является индикатором. При снижении яркости лампочки можно проверить напряжение на NiMH элементе. Оно будет больше 1,1 В. Обычно, эта начальная, форсированная зарядка занимает от 1 до 10 минут.

Если NiMH элемент, при форсированной зарядке в течении нескольких минут не увеличивает напряжение, греется - это повод снять его с зарядки и отбраковать.

Рекомендую применять зарядные устройства только с возможностью тренировки (регенерации) элементов при перезарядке. Если нет таких, то через 5-6 рабочих циклов в аппаратуре, не дожидаясь полной потери емкости, производить их тренировку и отбраковывать элементы имеющие сильный саморазряд.

И они Вас не подведут.

В одном из форумов прокомментировали эту статью " написано тупо, но больше ничего нет ". Так Вот это не"тупо", а просто и доступно для выполнения на кухне каждому кто нуждается в помощи. Т.е. максимально просто. Продвинутые могут поставить контроллер, подключить компьютер, ...... , но это уже другая история.

Чтобы не казалось тупо

Существуют "умные" зарядники для NiMH элементов.

Такой зарядник работает с каждым аккумулятор отдельно.

Он умеет:

  1. индивидуально работать с каждым аккумулятором в разных режимах,
  2. заряжать аккумуляторы в быстром и медленном режиме,
  3. индивидуальный ЖК дисплей для каздого аккумуляторного отсека,
  4. независимо заряжать каждый из аккумуляторов,
  5. заряжать от одного до четырех аккумуляторов разной емкости и типоразмера (АА или ААА),
  6. защищать аккумулятор от перегрева,
  7. защищать каждый аккумулятор от перезарядки,
  8. определение окончание зарядки по падению напряжения,
  9. определять неисправные аккумуляторы,
  10. предварительно разряжать аккумулятор до остаточного напряжения,
  11. восстанавливать старые аккумуляторы (тренировка заряд-разряд),
  12. проверять емкость аккумуляторов,
  13. отображать на ЖК дисплее: - ток заряда, напряжение, отражать текущую емкость.

Самое главное, ПОДЧЕРКИВАЮ , данного типа устройства позволяют работать индивидуально с каждым аккумулятором.

По отзывам пользователей такое зарядное устройство позволяет восстановить большинство запущенных аккумуляторов, а исправные эксплуатировать весь гарантированный срок эксплуатации.

К сожалению я таким зарядником не пользовался, поскольку в провинции его купить просто невозможно, но в форумах Вы можете найти много отзывов.

Главное не заряжайте на больших токах, не смотря на заявленный режим с токами 0,7 - 1А, это все же малогабаритное устройство и может рассеять мощность 2-5 Вт.

Заключение

Любое восстановление NiMh аккумуляторов строго индивидуальная (с каждым отдельным элементом) работа. С постоянным контролем и отбраковкой элементов не принимающих зарядку.

И лучше всего заниматься их восстановлением с помощью интеллектуальных зарядных устройств, которые позволяют индивидуально выполнять отбраковку и цикл заряд - разряд с каждым элементом. А поскольку таких устройств автоматически работающих с аккумуляторами любой емкости не существует, то они предназначены для элементов строго определенной емкости или должны иметь управляемые токи зарядки, разрядки!

Когда садятся батарейки, мы чаще всего покупаем новые. Но что если для наших любимых настенных часов существуют какие-то особенные батарейки, достать которые проблематично. Гораздо проще восстановить их, нежели искать новые.

Процесс восстановления никель-кадмиевых и никель-металл гибридных аккумуляторов достаточно долгий и кропотливый. Но существует один простой и доступный способ восстановления. Для начала нам нужно собрать схему зарядника-восстановителя, а она состоит из сетевого трансформатора и выпрямительного диода.

Диод, подключенный в прямом направлении, срезает отрицательные полупериоды синуса переменного тока, получается своеобразный пульсирующий ток зарядки.

Трансформатор. Для проведения данной операции понадобится трансформатор со вторичной обмоткой 16-24 Вольт с номинальным током 2-4 Ампер.



Диод - подбирается с током более 5 Ампер, отлично подходят мощные диоды ШОТТКИ из компьютерных блоков питания. Во время работы диод сильно перегревается, поэтому его нужно установить на теплоотвод, возможно понадобиться дополнительное охлаждение (принудительный отдув тепла кулером).

Сам процесс восстановления состоит из двух основных циклов. Для начала берем аккумулятор (одна банка никелевого аккумулятора имеет напряжение 1,2-1,3Вольт), разъединяем все банки.



Процесс проводится С ОДНОЙ БАНКОЙ аккумулятора. Катод полупроводникового диода присоединяем к плюсу аккумулятора, свободный конец обмотки трансформатора - к минусу. НО! процесс зарядки таким способом кратковременный, с некими перерывами. После подключения зарядно-восстановительного устройства к аккумулятору трансформатор подключают в сеть 220 Вольт всего на 2-3 секунд, затем отключают и делают перерыв на 10-15 секунд, затем снова включают на 2-3 секунды. Цикл повторяют 15 раз, после этого делают перерыв на 5 минут, чтобы аккумулятор остыл (в процессе такой зарядки аккумулятор может перегреваться, поэтому желательно поместить его в сосуд с водой прямо во время зарядки). Спустя 5 минут трансформатор опять включают в сеть, но на сей раз заряжаем не 3, а 5 секунд – процесс повторяем 3-5 раз.

Процесс восстановления на этом завершен, уже можно поставить аккумулятор на нормальную зарядку на 5-8 часов. Выходной ток штатных ЗУ должен составить 1/10 часть емкости аккумулятора, к примеру - если емкость аккумулятора составляет 1000мА/ч, то ток зарядки должен быть в пределах 90-110 мА.


Восстановленный таким образом аккумулятор, сможет прослужить еще 4-6 месяцев, после чего можно повторно восстановить таким же способом, но с каждым разом аккумулятор прослужит все меньше и меньше.

Вам понадобится

  • - шило или острый гвоздь;
  • - шприц;
  • - дистиллированная вода;
  • - столовый 9%-ый уксус;
  • - 10%-ый раствор соляной кислоты;
  • - пластилин или смола;
  • - небольшой молоточек;
  • - горячая вода;
  • - зарядное устройство для батареек.

Инструкция

Процесс восстановления работоспособности батарейки называют регенерацией. Практика показывает, что не каждый элемент пригоден для восстановления, а лишь тот, емкость и напряжение которого не опустились ниже определенного значения (для пальчиковый батарейки 1,5 В это значение будет составлять 0,7-0,8 В).

Примите во внимание и то, что наиболее успешно поддаются восстановлению батарейки, работающие при больших токах нагрузки (карманные фонари, детские игрушки, переносные магнитолы и т. д.); гораздо хуже - элементы, работающие на малых токах (часы, портативное радио, фотоаппараты и т.п.)

Если пальчиковая батарейка долго хранилась и высохла, проделайте два отверстия шилом или тоненьким гвоздем вдоль центрального стержня посередине между ним и краями батарейки. Проколы нужно совершать на глубину приблизительно ¾ высоты гальванического элемента.

Впрысните в одно из отверстий при помощи медицинского шприца несколько капель воды (лучше дистиллированной). Через второе отверстие в это время будет выходить вытесняемый воздух. Как только во втором отверстии появится вода, шприц вынимают. После «заправки» батареи отверстия замажьте пластилином или горячей смолой.

Еще одним, более надежным вариантом заливки для батарейки, является не вода, а 10%-ый раствор соляной кислоты или двойная доза столового уксуса.

Кроме того, можно реанимировать батарейку, опустив ее в горячую воду примерно на 10 минут.

Механические воздействия также могут продлить жизнь батарейки на 2-3 дня. Попробуйте аккуратно постучать по корпусу элементов маленьким молоточком.

Существуют варианты зарядных устройств для различных типов батареек. Схемы подобных приспособлений можно найти в интернете.

Обратите внимание

Учитывайте и то, что лучше не рисковать и по возможности все-таки заменить «обновленные» батарейки на новые, так как есть риск, что из старых элементов питания может вытечь жидкость и испортить микросхемы вашей аппаратуры.

Источники:

  • жидкость в батарейке

Многим автомобилистам знакома ситуация, когда однажды морозным утром мотор отказывается просыпаться после холодной ночи. Тогда становится ясно, что разрядился аккумулятор. Но не спешите бежать за покупкой нового. Ведь можно восстановить «севший» аккумулятор. Если его правильно подзарядить, он прослужит еще долго.

Инструкция

Помните, что аккумулятор нужно с определенной скоростью. Если, к примеру, емкость вашего аккумулятора составляет 50 ампер-часов, его надо заряжать 10 часов при силе тока 5 ампер. При зарядке не забудьте снять крышки.
Если попытаться произвести зарядку аккумулятора быстрее, это может окончиться перегревом или закипанием электролита. А если покоробятся пластины, аккумулятор умрет. Если аккумулятор герметичный, его надо заряжать еще медленнее. В среднем не более 2,5% от ампер-часовой . Однако держать аккумулятор под зарядкой слишком долго тоже не стоит.
Бывают зарядные устройства, оснащенные функцией быстрой зарядки. Ее надо использовать

только в крайних случаях. Ведь такая процедура уменьшает жизнь аккумулятора.

Если ваш аккумулятор разрядился, а вам надо срочно завести , самым простым способом будет зарядка аккумулятора от внешнего источника. Обычно автолюбители выручают друг друга, давая подзарядить разряженный аккумулятор от своего авто. Однако для этого надо иметь стартовый кабель. Они бывают самые разные. Но лучше не «левый», сделанный кустарным способом, а заводской. Ведь неправильный кабель может при первом же использовании оплавиться. Из-за этого он будет греться и терять энергию. Так и до пожара недалеко.

Если у вас есть стартовый кабель, для начала надо соединить красный кабель с клеммой (+) на заряженном . Затем нужно присоединить другой конец красного кабеля к клемме (+) на севшем аккумуляторе. Потом следует соединить черный кабель с клеммой (-) на заряженном аккумуляторе, а другой его конец - с чистой точкой заземления на блоке двигателя или на шасси. Главное, чтобы это было подальше от аккумулятора, карбюратора, топливных шлангов. В момент подсоединения может проскочить небольшая искра.
Надо внимательно следить, чтобы оба кабеля не касались движущихся деталей. Теперь можно запускать автомобиль с заряженным аккумулятором. Он должен поработать не менее одной минуты. Затем попытайтесь запустить машину с разряженным аккумулятором. Если двигатель не заработает, подождите несколько минут и повторите попытку. Когда все получится, можно заглушить машину-донора. Когда будете отсоединять стартовый кабель, повторите всю процедуру в обратной последовательности.

Видео по теме

Полезный совет

Аккумулятор требует ухода. Надо регулярно проверять уровень электролита. Низкий расскажет об излишней зарядке. Если электролита не хватает только в одном из элементов, аккумулятор скоро умрет.

Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с ситуацией когда «умирает» аккумулятор, особенно остро стоит эта проблема в то время, когда начинаются морозы. Существует много причин, вследствие которых может потерять работоспособность аккумулятор, это может быть и не закрытая до конца дверь, и надолго включенная лампочка салона, и забытая работающая магнитола. В общем, к этому приводит любой потребитель энергии, который остался на длительное время в рабочем состоянии.

Инструкция

Однако, кроме забытых электроприборов, причиной выхода из строя может стать и неисправный , который подает недостаточный заряд, либо же слишком низкий уровень электролита. Чтобы вернуть жизнь в первую очередь проверьте уровень электролита - в том случае, если он ниже необходимого, долейте в банки дистиллированную воду.

Попробуйте оценить свои возможности, то есть определитесь каким способом вам легче всего запустить аккумулятор. Может быть, получится запуск с « », который делается только в автомобилях с механической передач, но он не рекомендуется, так как при этом имеется вероятность повреждений, например, таких как проскальзывание ремня.

Один из самых простых способов вернуть к жизни аккумулятор – это воспользоваться «прикуривателем» от аккумулятора другого заведенного автомобиля. Для этого вам необходимо просто остановить проезжающий мимо автомобиль и попросить помощи у водителя.

В том случае, если «прикурить» возможности нет, заводить с «толкача» вы не решаетесь, остается снять аккумулятор, чтобы вернуть его к жизни. Если проблема возникла в то время, когда на улице минусовая температура, то есть более минус 5 градусов по Цельсию, занесите аккумуляторную батарею в тепло для того, чтобы она нагрелась.

Но перед этим убедитесь, что во время поворота в замке зажигания ключа загорается хотя бы приборная панель, только в этом случае после нагрева аккумулятора до 20 градусной температуры в нем появится заряд, который будет способен повернуть стартер и завести автомобиль.

Идеальный вариант – это поставить заряжаться на сутки аккумулятор при наличии зарядного устройства, которое можно приобрести в любом автомагазине. После того как заведете автомобиль, его следует оставить не менее чем на 15 минут работать на холостых оборотах - тогда батарея окончательно «оживет». В дальнейшем чтобы избежать неприятных ситуаций, полностью зарядите аккумулятор и обратитесь на СТО для обнаружения утечек энергии и определения исправности генератора.

Видео по теме

Обратите внимание

Зарядное устройство для аккумулятора выдает стартерный ток большей силы, что и приводит к реанимации источника питания автомобиля.

Полезный совет

Холодная пора года снижает отдачу аккумулятора на четверть, поэтому и оказывается однажды утром, что он не в состоянии обеспечить нормальную подачу тока, чтобы запустить двигатель. Если имеется возможность оставлять автомобиль на ночь в отапливаемом гараже, то лучше ею пользоваться.

Литиевые аккумуляторы считаются интеллектуальными, они снабжаются встроенным контроллером. Литий - наиболее активный металл, поэтому батареи получаются компактными и емкими. Они вмещают в себя в 1,5-2 раза больше энергии, чем никелевые. Но у этой особенности есть и оборотная сторона. Восстановить аккумуляторы практически невозможно. Легче сохранить их в рабочем состоянии.

Часто мы упускаем хорошие кадры в лесу или на море, можем опоздать или споткнуться в темноте, потому что неожиданно разрядилась простая батарейка от фотоаппарата, часов или фонарика. Когда именно израсходуется заряд, сказать сложно, разве что это не модель Duracell с индикатором. Но не отчаивайтесь! Благодаря нескольким советам вы сможете избежать непредсказуемых ситуаций и сделать задуманные фотоснимки с цифровика, узнать точное время, осветить дорогу и т.д. В этой статье мы подскажем вам, как зарядить батарейки в домашних условиях без зарядного устройства, что значительно облегчит жизнь в непредсказуемых ситуациях.

Знайте, что для зарядки алкалиновых батареек можно воспользоваться специальным зарядным устройством, способным сравнительно быстро восстановить разрядившейся объект. Но каждый сеанс заряда будет сокращать срок ее работы приблизительно на 1/3. Вдобавок, возможно протекание.

Обратите внимание! В домашних условиях можно заряжать: щелочные (алкалиновые) пальчиковые батарейки. Нельзя: солевые. Не исключается возможность вытекания или даже взрыва!

Зарядка может осуществляться различными методами. Поэтому не стоит выкидывать элемент, как только он перестал служить. Несколько рекомендаций – и он опять в строю. Первый метод, применив который вы сможете самостоятельно зарядить пальчиковые батарейки без зарядного устройства. Подсоединяем блок питания к сети. Далее, воспользовавшись проводами для соединения, подключаем к блоку израсходованную батарейку. Не забываем про полярность: плюс подсоединяется к плюсу, и минус подсоединяется к минусу. Самому найти, где у разряженного объекта «-\+» довольно просто: они обозначены на корпусе.

Присоединив батарейку к источнику питания, ждём, пока она нагреется до пятидесяти градусов, и отключаем питание. Далее ожидаем несколько минут, чтобы нагретый объект охладился. В противном случае возможен его взрыв. Затем, пока АА еще тёплая, ее нужно зарядить иным способом. Заключается он в следующем: подсоединяем блок питания к электричеству и отсоединяем. Проделать это нужно около 120 секунд. Далее помещаем объект для зарядки в «морозилку» на 10 минут, потом достаем и ожидаем 2-3 минуты, что бы он нагрелся. Всё, заряд восстановлен прямо дома без зарядного устройства! Можете смело использовать её для той же компьютерной мышки.

Главные правила:

  1. Заряд неосуществим, если вы расположите + и – иным образом. Наоборот, батарейка еще быстрей разрядится.
  2. Зарядить объект в домашних условиях позволительно 1-2 раза.
  3. Способом, описанным выше, можно заряжать только простые пальчиковые алкалиновые батарейки.
  4. Заряд осуществим в любых температурных условиях окружающей среды.


Еще один метод зарядки – это метод обычного нагревания. Но он чреват последствиями (взрывом). Таким образом можно восстанавливать, опять же, маленькие алкалиновые батарейки в домашних условиях. Зарядить их также можно и более простым способом – поместить разряженные объекты в горячую воду, но не более чем на 20 секунд, иначе возможны печальные итоги. Еще один незамысловатый способ заключается в том, что бы сплющить или уменьшить объем элемента своими руками. Так можно зарядить различные пальчиковые батарейки. Имеется пример, когда человек по истечению заряда литейно-ионного аккумулятора просто доставал и топтал его, после чего показатели заряженности показывали сто процентов.

Восстановить заряд без зарядного устройства можно ещё и так: делаем 2 отверстия шилом около каждого угольного стержня глубиной три четвертых от высоты самого элемента. В них заливаем жидкость, и закупориваем их, замазывая с помощью смолы или пластилина. Заливать можно не просто жидкость, а восьми-десятипроцентный раствор соляной кислоты или же двойного уксуса. Заливаем раствор несколько раз для достаточного насыщения. Такой способ позволяет зарядить до семидесяти-восьмидесяти процентов от начальной емкости.

Видео инструкция по восстановлению Duracell с помощью телефонной зарядки

Ещё способ зарядить изделие: вскрываем ножиком крышку элемента. Если цилиндр из цинка, стержень объекта и угольный порошок невредимы, тогда погружаем объект в раствор соли. Соотношение его следующее: 2 ложки поваренной соли на несколько стаканов жидкости. Далее кипятим раствор вместе с элементом около десяти-пятнадцати минут. Потом возвращаем на место прокладки, отвечающие за герметизации, и замазывай воском или пластилином.

Альтернативный способ зарядки

В первой части статьи обслуживание NiMH пальчиковых аккумуляторных батарей , мы с вами остановились на сравнительных характеристиках интеллектуального зарядного устройства (анализатора) TechnoLine BC-700 , которое оставило далеко позади своих конкурентов из первых двух типов зарядных устройств, не оставив им даже малейших шансов.

Сегодня мы продолжим рассматривать вопросы связанные с данным зарядным устройством-анализатором, на примере которого, я расскажу о том, каким образом восстановить потерянную ёмкость старых NiMH (никель-металл гидридных) аккумуляторов, или таких АКБ, которые потеряли основную рабочую ёмкость из-за длительного хранения без подзарядки.

Но прежде чем приступить к рассмотрению вопросов связанных с восстановлением ёмкости АКБ, предлагаю начать разговор с другого момента - тестирования NiMH аккумуляторных батарей.


Тестирование NiMH аккумуляторных батарей - TechnoLine BC-700, режим «TEST»

Чтобы узнать реальную ёмкость пальчикового NiMH аккумулятора, то есть в каком состоянии он находится в данный момент, мы воспользуемся режимом «TEST» зарядного устройства TechnoLine BC-700, на фото ниже.

Принцип работы режима «TEST»

Первый этап «CHARGE» - заряд батарей (до 1,49V - 1,57V);
Второй этап «DISCHARGE» - разряд батарей (до 0,9V) для определения ёмкости;
Третий этап «CHARGE» - заряд батарей.

Таким образом, после завершения второго этапа - «DISCHARGE», мы сможем определить истинную ёмкость того или иного аккумулятора.

Зачем тестировать NiMH аккумуляторные батареи?

Это необходимо делать для того, чтобы убрать из комплекта АКБ "слабое звено", из-за которого страдает не только весь комплект батарей, но и оборудование, в котором установлен этот комплект батарей. Если в комплекте из четырех батарей, одна батарея дефектная, не ждите от этого комплекта стабильной работы.

Например, если вставить комплект только что заряженных батарей в фотовспышку с микрокомпьютером (Nikon Speedlight SB-900), из которых одна батарея дефектная, не ждите полноценной работы вашей фотовспышки. Больше того, разбалансированный комплект NiMH батарей может стать причиной выхода из строя фотовспышки данного класса. Чтобы этого не случилось, следует отсеивать из комплекта батарей "убитые" аккумуляторы.

На фото выше, зарядное устройство TechnoLine BC-700 работает в режиме «TEST».
На LCD-дисплее отображена информация текущих процессов, из которой видно, что происходит в данный момент с конкретным аккумулятором.

А происходит в режиме «TEST» следующее:

Батареи заряжаются током 200mA (на фото выше, слева);
- Ток разряда 110mA (на фото выше, справа);
- Потраченное время на заряд (h);
- Текущее напряжение на банке (V);
- Ёмкость батареи после этапа «DISCHARGE» (mAh/Ah)

Переключать отображение информации для каждой батареи можно с помощью кнопки «DISPLAY» предварительно выбрав нужную секцию, нажав на одну из кнопок (1,2,3,4). Если нажать кнопку «DISPLAY» без предварительного выбора секции, - будет отображен один из параметров режима «TEST» для всех секций. Таким образом, с помощью LCD-дисплея, мы можем мониторить происходящие процессы, что очень удобно и полезно. После завершения процесса тестирования, LCD-дисплей попеременно будет отображать надпись «FULL» и ёмкость каждой батареи в (mAh) или (Ah).

Если полученный результат тестирования вас немного смутил, - оказалось, что в комплект NiMH батарей "затерся казачок", то есть выявлена низкая ёмкость одного или нескольких аккумуляторов. В таком случае, можем попробовать восстановить потерянную ёмкость батарей. И поможет нам в этом не легком деле режим «REFRESH», который предусмотрен в зарядном устройстве TechnoLine BC-700.

Восстановление ёмкости аккумуляторных батарей - TechnoLine BC-700, режим «REFRESH»

Рано или поздно, ёмкость NiMH аккумуляторных батарей начинает падать. Причины потери ёмкости уже рассматривались в статье Условия хранения NiMH АКБ , поэтому повторяться не буду. Восстановление ёмкости АКБ состоит из серии циклов заряд-разряд, так называемая "тренировка".
Принцип простой: - разряжаем АКБ до 0,9V, после чего, заряжаем до 1,49V - 1,57V; потом опять разряд-заряд... Так будет продолжаться до тех пор, пока ёмкость аккумуляторной батареи прекратит увеличиваться. Процесс восстановления может затянуться на неделю и больше... Поэтому, раз уж решили воскресить свои убитые NiMH аккумуляторы, значит придется запастись терпением.

Чтобы не омрачить процесс восстановления аккумуляторных батарей внезапным прыжком напряжения сети переменного тока, которое может вывести из строя любимое зарядное устройство, или банальным внезапным исчезновением напряжения в электросети, советую подключить зарядное устройство к источнику бесперебойного питания (UPS).

На фото ниже, запечатлен режим работы ЗУ TechnoLine BC-700 - «REFRESH» (восстановление).
В левой части снимка все 4 батареи находятся в режиме «REFRESH»; батарея в первой секции разряжается - «DISCHARGE», а три остальные заряжаются - «CHARGE». Это нормальное явление, ведь мы с вами уже знаем, что нет абсолютно одинаковых NiMH аккумуляторных батарей, и уж тем более если они довольно старенькие. Обратите внимание на ток заряда 3-й и 4-й секции. Ток заряда здесь установлен разный, специально для того, чтобы продемонстрировать возможности данного ЗУ.

Итак, батарея в третьем секторе заряжается током 198mA, а батарея в четвертом секторе заряжается током 503mA. Независимые сектора зарядного устройства дают нам возможность устанавливать ток заряда/разряда для каждого аккумулятора индивидуально. Это может пригодиться в том случае, когда необходимо одновременно заряжать батареи разных ёмкостей , например, 1800mAh и 3000mAh.
То есть, для АКБ 1800mAh мы можем установить ток заряда 200mA, а для батареи ёмкостью 3000mAh можем установить ток заряда 500mA или любой другой ток зарядки из доступных на данном зарядном устройстве (200mA, 500mA, 700mA).

Ток заряда можно установить с помощью кнопки «CURRENT» (ток). Чтобы активировать режим выбора тока, после установки АКБ и выбора режима работы ЗУ, удерживайте кнопку «CURRENT» 1 секунду нажатой, после этого, нажатиями кнопки выбираете ток заряда.

В правой части снимка продемонстрирована работа ЗУ TechnoLine BC-700, которая может работать одновременно в двух разных режимах. В данном случае, установлены два режима: для секторов 1,2,3 - режим «REFRESH» (восстановление) с током заряда 500mA, а 4-й сектор находится в режиме «CHARGE» (зарядка) с током заряда 200mA. Это может понадобиться тогда, когда необходимо просто зарядить одну или несколько батарей не прерывая процесс восстановления ёмкости других АКБ.

Обратите внимание. Во время зарядки NiMH АКБ в режиме «CHARGE», будет наблюдаться некоторое превышение ёмкости батареи по сравнению с паспортной. Например, АКБ ёмкостью 1800mAh будет продолжать заряжаться до ёмкости 2520mAh (на LCD-дисплее - 2.52Ah).
Это нормальное явление, не стоит волноваться, т.к. NiMH аккумуляторным батареям требуется заряд на 40% больше от их паспортной ёмкости. Но если ёмкость АКБ при зарядке превышает 40% от допустимой нормы, например, - на 100% (3.60Ah), в таком случае, данная аккумуляторная батарея находится в глубокой коме или просто умерла, из-за чего она отказывается принимать заряд.

Убитую аккумуляторную батарею также можно опознать по признаку чрезмерного нагрева; во время процесса зарядки, убитая NiMH батарея греется на порядок сильнее всех остальных. Это происходит из-за разрушения химического состава батареи и слишком высокого уровня внутреннего сопротивления. Такую батарею лучше сразу выбросить, не теряя времени на её восстановление.

Высокая температура NiMH АКБ (при зарядке/разрядке) способствует необратимым процессам деградации химических элементов электролита, что приводит к разрушению их структуры, в результате чего, происходит повышение внутреннего сопротивления и существенное падение ёмкости батареи. При зарядке/разрядке, избегайте чрезмерного нагрева аккумуляторной батареи; соблюдайте температурный режим: - прикоснувшись к батарее пальцем, она должна быть теплой, но не горячей. Если температура аккумуляторов слишком высокая, следует обеспечить им принудительное охлаждение.
Также нельзя заряжать АКБ при низкой/отрицательной температуре воздуха и/или слишком высокой влажности (более 75-80%). Оптимальные условия для обслуживания NiMH АКБ - сухое отапливаемое жилое помещение, температура воздуха 15-25°C.

Восстанавливая АКБ больших ёмкостей (2700mAh - 3000mAh), следует устанавливать ток заряда 500mA, соответственно, - ток разряда 250mA, на фото выше, см. правую часть - сектор 2 и 3.
Это оптимальные токи для данных аккумуляторных батарей. Если установить для таких батарей ток заряда 200mA, зарядное устройство может отказаться обслуживать ваши АКБ таким током, и после первого же цикла разряд-заряд, просто завершит процесс восстановления; на LCD-дисплее увидите сообщение - «FULL», см. фото выше - сектор 1.

Нельзя менять режим работы или ток заряда первого сектора без извлечения всех АКБ из зарядного устройства. Если в первом секторе установлен ток заряда 200mA, то в остальных секторах, при смене режима работы, не допускается устанавливать более высокие токи заряда (500mA, 700mA). Если в первом секторе установлен максимальный ток заряда (700mA), - в остальных секциях можно изменять ток заряда на 200mA или 500mA.
Если во время работы какого-то режима, например, режима «REFRESH», с помощью кнопки «MODE» (режим) изменить на другой режим работы зарядного устройства для какого-то сектора, например, - на режим «TEST», выбранный режим активируется для всех секторов.

Завершение процесса восстановления NiMH аккумуляторных батарей будет происходить для каждого аккумулятора в разное время, независимо от того какой комплект батарей мы восстанавливаем - старые АКБ или только-что купленные в магазине. Разброс по времени завершения процесса восстановления каждого АКБ может быть довольно существенным: - от нескольких секунд до нескольких суток. Да, стартуют они все одновременно, но к финишу приходят в разное время.

Это нормальная практика, не стоит переживать, т.к. все аккумуляторы индивидуумы, у каждого свой особый "характер". Не важно кто из комплекта NiMH аккумуляторных батарей финишировал первым, главное - с каким результатом (ёмкостью) они к нам вернулись.

Очень важно, чтобы пальчиковые NiMH аккумуляторные батареи одного комплекта, были одинаковой или хотя бы примерно одинаковой ёмкости (+/- 3-5% от паспортной ёмкости), т.к. от их сплоченности сбалансированности многое зависит. На этом пока поставим точку в теме обслуживания NiMH пальчиковых АКБ. Ваши вопросы и замечания жду в комментариях. Спасибо за внимание.

Комментарии (19 )

Алькор 17.01.2014 06:36

Небольшое замечание:
если в первый отсек поставить на зарядку аккумулятор и установить ток заряда 500ма, то во 2,3,4 отсеки можно будет установить лишь 500 или 200ма, но не 700. В первом отсеке заряжается максимальный аккумулятор, а в последующих - аналогичный, либо меньший, т.к. установить ток выше первого отсека нельзя.

Денис 28.01.2014 18:27

К сожелению я не могу разъеденить свою палку из металл гидридных батарей где каждая 6500mAh 1,2v. Они в металлическом стержне заварены сваркой. Посоветуйте еще вариантики пожалуйста. У меня 20 таких палок и в каждой по 6 таких элементов.

Andrey Ko 28.01.2014 18:31

Денис, к сожалению, ничем помочь Вам не могу. В моей практике пока не встречались такие палки с аккумуляторами внутри. Может кто-то из читателей сможет ответить на Ваш вопрос. Думаю, данное ЗУ не подойдет для восстановления Ваших АКБ, хотя я могу ошибаться.

Andrey Ko 18.01.2016 13:26

Олег, здравствуйте!
Если Вы используете TechnoLine BC-700, такое поведение данного зарядного устройства свидетельствует о том, что вставленный аккумулятор почти или полностью разряжен, поэтому сразу же переходит в режим зарядки.

Если Вы уверены что аккумулятор не полностью разряжен но ЗУ отказывается его разряжать, могу предположить, что ЗУ вышло из строя или только первый отсек.
После извлечения АКБ имеют напряжение 1.30v и 1.33v. Вставляю для проверки в пленочный фотоаппарат Canon, но он не работает. Перемотка кадра начинается и останавливается. АКБ убиты, но TechnoLine BC-700 пробует бестолку заряжать. Пробовал заряжать 3 раза и фотоаппарат даже кадр не может перемотать. Каждый раз TechnoLine BC-700 показывает цифры заряда выше нормы. Зарядка Sony, как и положено умной зарядке, заряжать не хочет. Добавлю, что зарядка автомат Sony полностью исправна и идеально заряжает исправные АКБ.

Точно также заряжал на TechnoLine BC-700, когда-то круглые АКБ Ni-Cd типа "большая таблетка" от фонарика "Космос". Там стоят 3 штуки круглых АКБ. Они тоже убиты в хлам, но пробовал несколько штук заряжать на TechnoLine BC-700. Как ни странно, но и тут каждый АКБ набрал больше 1000mAh. После зарядки, в АКБ заряда нет.

Самый лучший способ проверки АКБ или батарейки не мультиметром, а с помощью лампочки на 2.5-3.5 вольта от бытовых фонариков. Если лампочка светит ярко, то в АКБ еще достаточно заряда. Если свет не яркий и желтый, то АКБ подсел. Мультиметр может показывать на АКБ, что напряжение к примеру 1.2v или 1.3v. Вроде бы заряд есть, но иногда лампочка не светит совсем и на таком АКБ даже кварцевый будильник не заработает.
Andrey Ko 07.11.2016 11:06

Поделиться: