Струны для классической гитары как выбрать. Какие лучше струны для классической гитары

Нейлоновые или металлические струны ? Многие, играющие на гитаре когда-то прошли (или сейчас проходят) через сложную процедуру выбора струн.

Начнем с наиболее распространенных металлических струн. Они действительно прельщают гитаристов звонким звуком, отличным сустейном и, что главное, привычностью звучания. Но за все надо платить. Во-первых, боль в пальцах. Вы можете поспорить, что-де я могу играть часами, и ничего не будет. Я тоже так могу. Но речь-то идет об обучении. Я лично прекрасно помню, как болели пальцы после пяти минут игры (я учился на металле).

Существует много параметров, характеризующих струны. Основные - это толщина первой струны и усилие натяжения струны. Толщина бывает от 0,08 до 0,15 мм (или около того). На хороших струнах ( , ) должны быть написаны диаметры ВСЕХ струн и, желательно, усилие натяга (в килограммах). Эти числа важны. Экспериментируйте с разными типами и марками струн, не бойтесь ошибиться. Но хочу предупредить: слишком тонкие струны сложны в обращении. Они легко прижимаются, но их ОЧЕНЬ сложно настроить, и они могут фальшивить при сильном нажатии на струну между порожками.

Во-вторых, если Ваша цель - не простое бреньканье во дворе (для этой цели нейлон точно не подойдет), то попробуйте найти провессионального гитариста, играющего на металле (конечно, такие есть, но их мало). Дело в том, что мягкий нейлоновый звук прекрасно подходит для камерного исполнения. Да и вообще, скорость игры на нейлоне действительно выше, чем на металле.

Металлические струны менее подвержены старению чем нейлоновые струны. Если нейлон надо менять каждые два месяца, то металл служит шесть, и больше. Но здесь набо оговориться, что вообще первые две струны выходят из строя (т.е. перестают строить, изменяют окрас звука) намного раньше остальных, поэтому часто можно заменить их (только если запасные входят в комплект).

Сразу скажу: нейлоновые струны сложнее настроить, дело в том, что нужный тон просто приходится ловить, как блоху. К этому надо просто привыкнуть. Нейлоновые струны подходят для всех типов гитарной музыки, где нужны быстрые пассажи, тремоло, вибрато или просто переборы. Где необходим сочный звук шести струн одновременно, нейлон ложится на лопатки: металлические струны превосходны при игре боем.

Теперь пару слов о гитарах. Существуют гитары или только под нейлон, или только под металл. Другого не дано! Питерские старые гитары не в счет - они действительно подходили под оба типа струн, но звучание оставляло желать лучшего. Какие струны стояли при покупке (естественно, в магазине), такие и надо ставить при замене. Дело в том, что технически замена возможна, но какие будут последствия? Гитара может элементарно не строить, или у нее может изогнуться гриф (поверьте, и такое возможно), производитель плохого не пожелает.

В результате я все-таки посоветую учиться играть на нейлоне, а потом делать выбор. Ведь настоящему гитаристу перейти от одного типа струн к другому легче, чем начинающему.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала - нейлоновые струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор - струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. "Проживут" они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе "голосов" определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими "звуковыми" нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

Теперь - пара общих правил по общению со струнами:

1) Никогда не ставьте старые струны заново - это грозит обрывами и вечно расстроенной гитарой.
2) После установки струн дайте гитаре полежать хотя бы день (только предварительно настройте ее), чтобы струны растянулись. Сразу начинать играть не стоит - струны будут очень быстро расстраиваться - удовольствия будет мало.
3) Не играйте на гитаре грязными или сальными руками - струны портятся.
4) Периодически протирайте гриф Вашей гитары вместе со струнами - хуже не будет, а струнам приятно.
5) Если оборвалась струна, лучше заменить все шесть - все равно звучание новой будет выбиваться из общего фона.
6) Если гитара ВДРУГ перестала строить, не надо ее выбрасывать, просто попробуйте поменять струны на новые.

Информация предоставлена - сайтом Секреты музыканта, автор Изотов


В этой статье я помогу вам ответить на два основных вопроса: какие струны лучше для акустической гитары и какие струны лучше для акустической гитары для начинающих гитаристов . Надеюсь этот материал поможет вам выбрать лучшие струны для акустической гитары.

Ввиду отсутствия звукоснимателей или усилителей, струны для гитары оказывают относительно большее влияние на общий звук акустических гитар в сравнении с электрогитарами. Поэтому при выборе струн для гитары необходимо тщательно изучить их состав и калибр. Выбор правильного типа струн для этого инструмента имеет огромное значение.

В зависимости от применяемого материала, формы и способа изготовления, гитарные струны могут давать разный звук и разные ощущения от игры, поэтому использование правильного типа струн дает гитаристу огромные преимущества. Аналогичным образом, когда струны для гитары подобраны неправильно, это может быть достаточно вредно как для музыканта, так и для его инструмента.

Одним из самых главных критериев выбора типа струн для акустических гитар является их калибр , поскольку он одинаково актуален для всех типов и разновидностей этого инструмента. Калибр струн имеет огромное влияние на удобство игры на акустической гитаре и ее звук.

Струны для гитар имеют различные диаметры сечения или калибр. Единица измерения калибра – 0.001 дюйма . Как правило, калибр самой тонкой струны равен.010 (первая струна) а самой толстой - .059 (шестая струна). Также следует помнить, что классические гитарные струны обозначаются в соответствии с их натяжением.

Ниже приведены основные преимущества и недостатки струн разного калибра, влияющие на качество и сложность игры на акустической гитаре:

Струны меньшего калибра («тонкие»):

  • как правило, удобнее играть;
  • удобнее делать подтяжки (бэнды);
  • легче порвать;
  • дают меньше объема и сустейна;
  • могут вызывать дребезжание ладов;
  • меньше напряжение на гитарную механику (подходят для винтажных гитар).

Струны большего калибра («толстые»):

  • как правило, сложнее играть;
  • сложнее сделать бэнд;
  • дают больше объема и сустейна;
  • больше напряжение на гитарную механику.

Большинство гитаристов называют наборы струн по толщине первой (например, «десятые», «одиннадцатые», и т.д.). А производители гитарных струн определяют их калибр в наборе с использованием таких терминов, как «light» или «medium».

Хотя эти определения не всегда соответствуют одним и тем же наборам толщин у разных производителей, здесь представлены типовые диапазоны наборов гитарных струн:

  • «extra light»: 0.010 - 0.047
  • «custom light»: 0.011 - 0.052
  • «light»: 0.012 - 0.054
  • «medium»: 0.013 - 0.056
  • «heavy»: 0.014 - 0.059

Более полная таблица толщин струн для гитары:

Название набора 1 2 3 4 5 6
Ultra Light 0.008 0,010 0.015 0.022 0,032 0,039
Super Light 0,009 0,011 0,017 0,024 0,032 0,042
Light 0,010 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046
Medium 0,011 0,014 0,018 0,028 0,038 0,049
Medium Heavy 0,012 0,016 0,024 0,032 0,042 0,052
Heavy 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046 0,056

Сердечник струны

В гитарной струне гораздо больше компонентов, чем это может показаться на первый взгляд , и все отдельные компоненты, собираясь вместе, создают «жизненную силу» гитарного звука. Через середину струны по всей длине тянется ее основа - металлический сердечник.

К проволочному сердечнику прикрепляется наконечник в виде «шарика» - это то, что удерживает струну на струнодержателе. Вокруг металлического сердечника намотана еще одна круглая проволока, которую чувствуют пальцы гитариста, когда прижимают струну к грифу.

Существует два основных типа формы сердечника: круглый и гексагональный (шестигранный).

Материал обмотки гитарных струн

К основным материалам, использующимся при изготовлении гитарных струн, относятся: сталь и никель (обычно используются на электрических инструментах), латунь, бронза и нейлон . Однако типов струн намного больше, поскольку в процессе изготовления многие производители используют различные сплавы и примеси, а кроме того струны могут отличаться по конструкции и наличию дополнительного покрытия. От материалов гитарных струн зависит не только звук и удобство игры на инструменте, но и долговечность самых струн.

Бронза

Оплетка этого типа струн состоит из бронзы, изготовленной по формуле 80/20 (80% меди, 20% олова) и имеет золотистый оттенок. Бронзовые струны для гитары дают чистый и яркий тон, но достаточно быстро теряют свои положительные свойства из-за быстрого окисления этого сплава.

Фосфорная бронза

Еще один тип бронзовых струн - это бронзовые струны с добавлением фосфора. Из-за большего содержания меди в сплаве они имеют более темный, красноватый оттенок. Фосфор увеличивает срок службы этих струн, делая их более долговечными по сравнению с бронзовыми струнами.

Струны для гитары из фосфорной бронзы дают более теплый звук с более сглаженным верхним диапазоном. Это делает их особенно подходящими для жанров, которые характеризуются мягким тоном, а также для игры пальцами. Они хорошо сочетаются с акустическими гитарами с меньшей декой, хотя многие музыканты, играющие в более спокойных жанрах, предпочитают эти струны и на более крупных инструментах.

Медь

Медные струны для гитары для "акустики " считаются более дешевым аналогом бронзовых . Они тоже дают чистый и яркий тон, однако лишены характерной «индивидуальности», поэтому медные струны разных производителей по звуку почти не отличаются.

Серебряное покрытие

Серебряное покрытие медных струн (посеребренная медь) не вносит существенных отличий в звук, оставляя его таким же чистым и ярким. Однако более высокое качество этого металла делает посеребренные струны более долговечными и надежными, поскольку они меньше подвержены коррозии и загрязнению.

Однако, помимо превосходных эстетических качеств и практичности, такие струны характеризуются более высокой стоимостью, по сравнению со струнами из меди и ее сплавов.

Латунь

Как правило, латунные струны для гитары всегда звучат ярче, чем бронзовые. Хотя, как это ни странно, большинство латунных струн изготавливаются по принципу бронзы «80/20». Между этими двумя типами струн нет существенной разницы, поскольку латунь, как и бронза, состоит на 80% из меди с добавлением 20% цинка.

Это придает струнам яркий и резкий характер, хотя при использовании на гитарах высокого уровня, это может сделать звук инструмента звонким и «металлическим». Еще одной особенностью струн из латуни является их невысокая долговечность, поскольку латунь имеет склонность к окислению.

Нейлон

Нейлоновые гитарные струны могут быть изготовлены из чистого или ректифицированного нейлона. Струны для гитары из чистого нейлона сначала вытягиваются, а затем калибруются для обеспечения точности.

Как подобрать калибр(толщину) струн

При определении того, какой толщины струны следует использовать, необходимо принять в расчет четыре основных фактора :

  1. Размер гитары . Основное эмпирическое правило состоит в том, что чем меньше объем деки гитары, тем тоньше должны быть струны, и чем крупнее инструмент, тем, соответственно, толще струны. Например, дредноут, имеющий характерную большую деку, лучше звучит со струнами средней толщины, которые в полной мере используют акустические качества этого относительно крупного инструмента. А гитары с небольшой декой звучат значительно лучше со струнами меньшей толщины («light»).
  2. Возраст гитары . Винтажные инструменты часто менее прочные, поэтому большое натяжение, создаваемое струнами калибров «medium» и «heavy» может привести к деформации грифа и смещению струнодержателя. Если нет уверенности в прочности инструмента, то следует воздержаться от установки на него струн большого калибра.
  3. Стиль игры . Пальцевым методом намного проще играть на струнах меньшего диаметра. Для игры боем или медиатором струны среднего калибра, вероятно, будут лучшим выбором, хотя на них будет намного сложнее играть начинающим музыкантам. Если манера исполнения подразумевает комбинацию боя и пальцевого метода, тогда набор «medium» может стать разумным решением. Подобные наборы имеют более толстые три басовых струны и стандартные тонкие струны.
  4. Тон и объем . Толщина струн непосредственно влияет на объем и тон создаваемого звука. Так, струны большего калибра подчеркивают басовый регистр гитары, создавая глубокие и сильные тона. Тонкие струны, наоборот, будут больше акцентировать внимание на диапазоне высоких частот и могут быть полезны при игре медиатором и боем.

Как поменять струны на электрогитаре с Floyd Rose

Известные гитаристы и струны, на которых они играют

Ernie Ball

Jimmy Page
- Ernie Ball 10-46 и 9-46
Eric Clapton
Kirk Hammett
Slash - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48, RPS-11 - Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048
Steve Vai - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, RPS-9 Slinky Nickel Wound009 .011 .016 .024w .032 .042
Jeff Beck - Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
John Mayer - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46
Jack White - The Raconteurs - Ernie Ball 2627 Beefy Slinky Drop Tune 11-54
Aerosmith - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
Paul Gilbert - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42
Buddy Guy - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Steve Morse - Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Iron Maiden - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Blink 182 - Ernie Ball 2215 Skinny Top/Heavy Bottom 10-52
Brad Paisley - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Keith Richards - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46, RPS-11 Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048

Mark Knopfler - Fender Extra Lights 009 .011 .015 .024 .032 .040
Jimi Hendrix - FENDER "ROCK N" ROLL" STRINGS Light Gauge 010 .013 .015 .026 .032 .038
Yngwie Malmsteen - Original Pure Nickel Soft Light Ball End Electric Guitar Strings 008 .011 .014 .022 .030 .038

D"Addario

Mark Knopfler
Joe Satriani - D"addario EXL120 Super Light 9-42
Robben Ford - EKXL110 Regular Light Tremolo 010. 013. 017. 026. 036. 046

Kurt Cobain (Nirvana) - Blue Steel Electric 010 .013 .017 .030 .042 .052
Gary Moore - Nickel Steel Electric Custom 010 .013 .017 .030 .042 .052

Thomastik

George Benson - Infeld Electric Guitar Flat Wound Medium Light George Benson 012 .016 .020 .028 .039 .053

Купить струны

К сожалению не всегда есть возможность купить струны именитых брендов, в этом случае на помощь приходит AliExpress с его демократичными ценами. Здесь есть струны на любой вкус и кошелёк, например вот такой комплект струн для акустической гитары.


Можно говорить о том, что выбор классической гитары как основного инструмента определяется стилем избранной для исполнения музыки. А можно вспомнить о том, что отечественная школа игры на гитаре предполагает классическую гитару в качестве инструмента, на котором базируется курс гитарной игры в большинстве учебных заведения. Из этого следует, что выбор струн для подобной гитары - отнюдь не праздный вопрос.

Безусловно, даже самые лучшие струны в мире не заставят достойно звучать некачественную гитару, зато плохие струны способны загубить звук безусловно великолепного инструмента. Неважно, каков ваш исполнительский уровень, однако в любом случае ваша гитара будет звучать лучше с самыми качественными струнами из тех, какие вы только сможете найти. На самом деле самые лучшие струны для классической гитары - это те струны, на которых удобно играть лично вам и которые повысят качество звучания вашей гитары. Всегда важнее полагаться на собственные ощущения, нежели на рекомендации даже маститых специалистов и музыкантов.

При выборе струн для классической гитары необходимо обратить внимание на три параметра - силу натяжения, на которую рассчитаны конкретные струны, материал струн, и собственно качество их изготовления. Известно, что гитарные струны классифицируются по их диаметру в тысячных долях дюйма, но струны для классической гитары классифицируются и по силе натяжения. К сожалению, стандарт для этой величины не выработан, поэтому необходимо экспериментировать лично и подбирать по этому параметру струны, удобные для себя лично. Струны с низкой силой натяжения (Low / Moderate / Light Tension) позволяют легче зажимать их, особенно на гитарах с большим расстоянием между струнами и грифом, однако они имеют негромкое звучание и менее выраженную атаку. На струнах с нормальной или высокой силой натяжения (Normal / Medium / High Tension) несколько сложнее играть, однако они обеспечивают громкое и уверенное звучание, подчёркнутую атаку и вообще являются лучшими при исполнении и записи ритмических партий. Рекомендуется после игры на гитаре со струнами с подобной силой натяжения расстраивать инструмент, отпуская струны, дабы не наносить ненужный вред конструкции гитары. Но для того, чтобы понять, струны с какой силой натяжения удобнее для вас, необходимо взять хотя бы два комплекта струн одного производителя и одной серии - допустим, D’Addario EJ45 Pro-Arte Nylon Normal Tension (кстати, именно он признан экспертами одним из лучших комплектов струн для классический гитары за 2015 год) и EJ46 Pro-Arte Nylon Hard Tension . Меняя в течение нескольких дней комплекты струн на гитаре, вы сами поймёте, какой из них лучше подходят лично для вас.

Та же история с материалом струн. Как известно, в современных комплектах струны для классических гитар три верхних струны изготавливаются из следующих материалов: чистого нейлона (Clear Nylon), очищенного нейлона (Rectified Nylon - термин означает не химический состав, а сверхточное выдерживание диаметра струн посредством их обработки после экструзии и охлаждения), черного нейлона (Black Nylon - иной химический состав волокна, обеспечивающий более тёплое и чистое звучание) либо композитных волокон типа флюрокарбона. Нижние струны - это несколько нейлоновых волокон в металлической либо вновь нейлоновой оплётке. Уже упомянутые струны D’Addario серии Pro-Arte - это чистый нейлон на верхних струнах и нейлон с обмоткой из бронзы 80/20 (80% меди и 20% цинка) на нижних. У комплекта D’Addario EJ50 Pro-Arte Black Nylon Hard Tension на нижних струнах применена обмотка из посеребренной меди, обеспечивающая удобную игру и тёплое звучание - часто струны с такой обмоткой называют серебряными. То есть в данном случае нужно подбирать струны под себя, но теперь по материалу - сравнение для упомянутых комплектов D"Addario пойдет между EJ50 и EJ45 / EJ46. И вновь нужно будет несколько раз менять струны на гитаре, вслушиваться в звук инструмента и анализировать собственные ощущения от игры. Да, выбор струн для классической гитары не делается за десять минут, однако именно этот длительный метод избавит вас от всякого неудовольствия в общении с вашим личным инструментом.

Струны на акустической или классической гитаре обладают огромным влиянием на её звук и играбельность. Если вы просматривали ассортимент каких-либо интернет магазинов, то вы наверняка видели, что они предлагают огромное разнообразие струн. Какие струны выбрать? На что обращать внимание? От чего зависит цена? На все эти и другие вопросы должна ответить данная статья.

Струны акустической гитары

Из-за того, что типичная акустическая гитара не имеет звукоснимателей и не подключается к усилителю, её струны играют весьма фундаментальную роль в том, как она звучит. Поэтому, структуру струн и их толщину мы должны тщательно рассмотреть.

Акустическая гитара и классическая: в чём различие?

Первое и наиболее существенное отличие между акустикой и классикой заключается в том, что на классическую гитару ставятся нейлоновые струны, в то время как на акустическую — металлические. В большинстве случаев металлические и нейлоновые струны не являются взаимозаменяемыми, так как предназначены для конкретного музыкального стиля. Например металлические струны предназначены для рока, блюза, кантри, в то время как нейлоновые для классики, фламенко и фолка. Если вы будите использовать металлические струны на гитаре, которая была сконструирована для нейлоновых струн, то знайте, что этим самым вы можете нанести серьёзный ущерб вашему инструменту. Гриф и корпус классической гитары попросту не предназначен для такого большого натяжения, которое создают металлические струны. При использовании неподходящих струн так же можно нанести вред как ладам, так и бриджу вашего инструмента.

Всё о толщине гитарных струн

Перед тем, как мы перейдём в характеристики различных типов струн для акустики и классики, давайте поговорим о толщине струн, так как она относится к обоим типам. Струны изготавливаются в диапазоне от самых тонких и до самых толстых. Обычно толщина измеряется в тысячных дюйма. Наиболее тонкие струны обычно имеют размер.010 дюйма (или просто «десятка»), самые толстые обычно.059 дюйма. Толщина струн очень сильно влияет на звук инструмента.
Тонкие струны:

  • Обычно на них легче играть
  • Позволяют с меньшими усилиями играть бенды
  • Звучат тише и производят меньший сустейн
  • Склонны ударяться о лады, что даёт очень неприятный звук
  • Оказывают наименьшее натяжение на гриф, что что является безопасным выборам для раритетных гитар

Толстые струны:

  • На них обычно сложней гирать
  • Требуют больших усилий при зажатии струны и игре бендов
  • Звучат громче и генерируют больший сустейн (по сравнению с тонкими струнами)
  • Оказывают большее натяжение на гриф

Обозначение толщины струн

Большинство производителей струн определяют их толщину по типу «супер тонкие» или «тослые». В то время как более точные размеры могут меняться среди производителей, я хочу привести вам наиболее типичные используемые размеры.

Типичные размеры струн

  • Невероятно супер тонкие: .010 .014 .023 .030 .039 .047
  • Супер тонкие: .011 .015 .023 .032 .042 .052
  • Тонкие: .012 .016 .025 .032 .042 .054
  • Средние: .013 .017 .026 .035 .045 .056
  • Толстые: 014 .018 .027 .039 .049 .059

Металлические струны для акустической гитары

Толщина металлических струн

Давайте рассмотрим следующие факторы для того, чтобы решить какую толщину струн использовать:

Стиль игры: Для примера возьмём игру пальцами. Игра пальцами требует больших усилий при звукоизвлечении, поэтому гораздо разумней будет использовать тонкие струны. Если вы хотите играть только медиатором, то толстые струны будут гораздо лучше звучать, чем тонкие. Окей, но что если вы хотите играть и медиатором и пальцами? (ведь большинство гитаристов так и поступают). Ваш выбор следует направить в сторону струн средней толщины, так как они будут являться золотой серединой между лёгкостью при игре и звуком. Если говорить простыми словами, то я скажу следующим образом: если вы начинающий гитарист, то отдайте своё предпочтение тонким струнам. На них вам будет проще научится играть и постепенно вы сможете переходить на более толстые варианты. В конечном итоге вы сможете полностью перейти на толстые и получить от них максимум преимуществ.

Желаемый звук: Как вы уже наверное догадались, толстые струны подчёркивают басовый регистр инструмента и создают более глубокие, сильные тона. С другой стороны, на тонких струнах будут выделяться высокочастотные ноты, что будет давать более резкий, как бы хрустящий звук.

Возраст инструмента и состояние: Раритетные гитары часто довольно хрупкие, потому более толстые струны могут попросту повести гриф, что повлечёт за собой проблемы со строем. Поэтому, если вы обладаете старым инструментом, то не рискуйте и используйте струны меньшей толщины.

Материалы используемые при изготовлении металлических струн

Бронза: Имеет чистые, звонкие и яркие тона, но очень сильно подвержены износу из-за склонности к окислению.

Фосфорная бронза: Имеет более тёплый и в то же время мрачный тон. Добавление фосфора в сплав значительно продлевает жизнь струнам.

Алюминиевая бронза: Производит резко выраженный бас и чёткие верха, по сравнению с фосфорной бронзой.

Медь: Имеет яркий, звонкий металлический тон.

С полимерным покрытием: Струны с полимерным покрытием имеют меньший сустейн и яркость, чем струны без покрытия. Значительным плюсом является тот факт, что струны с покрытием имеют антикоррозийные свойства, что значительно продлевает им жизнь.

Джон ЛееВон из D’Addario Strings показывает как правильно поменять струны на акустической гитаре.

Электроакустическая гитара: нужны ли мне другие струны?

Большинство электроакустических гитар, в том числе и модели с нейлоновыми струнами оборудованы пьезодатчиками, которые позволяют преобразовывать вибрации струны в электрический сигнал при помощи встроенного предусилителя. Данный тип звукоснимателей не использует магниты (как в большинстве электрогитар), поэтому материалы из которых изготавливают струны имеют меньшее влияние на звук. Некоторые производители производят струны именно для электроакустических гитар и вы возможно захотите сравнить их звук со стандартными струнами, но мне почему-то кажется что вы не услышите особых различий.

В том случае, если электрогитара оборудована: пьезодатчиком, микрофоном или магнитным звукоснимателем над резонаторным отверстием, то я бы посоветовал вам следовать именно рекомендациям от производителя этого звукоснимателя, чем советам от пользователей.

Нейлоновые струны для классической гитары

Характеристики нейлоновых струн

Как правило нейлоновые струны используются в таких музыкальных жанрах как: классика, фламенко, босанова и фолк. Их мягкий, нежный тон предпочтителен для многих гитаристов включая джаз и катри.

Многие начинающие гитаристы думают, что на нейлоновых струнах легче играть, чем на металлических из-за их мягкого материала и более легкого натяжения струн, что в целом верно. Однако, все начинающие гитаристы в той или иной мере испытывают боль на кончиках пальцев, независимо акустика ли это с металлическими струнами или классика с нейлоновыми. Все эти неудобства пройдут тогда, когда ваш организм к ним приспособиться. Мозоли на кончиках пальцев появляются довольно быстро, примерно в течении месяца-двух и по истечению этого времени, боль в кончиках пальцев перестанет быть такой весомой проблемой. Я крайне вам рекомендую не выбирать гитару с нейлоновыми струнами только потому, что на ней немного легче играть. Этот выбор должен быть сделан только в соответствии с вашими музыкальными предпочтениями, а именно: если вы хотите играть рок, блюз, кантри, то металлические струны ваше всё. Если вы предпочитаете классическую, испанскую музыку, фламенко, фолк, то без нейлоновых струн вам не обойтись.

Так же нейлоновые струны необходимо постоянно подстраивать (гораздо чаще чем металлические), особенно новенькие, только поставленные. Всё это из-за того, что они имеют свойство растягиваться и очень чувствительны к атмосферным воздействиям (изменению влажности и температуры).

Материалы используемые при изготовлении нейлоновых струн

Называть нейлоновые струны нейлоновыми — это немного неправильно. Как будет описано ниже, при изготовлении данного типа струн используют различные материалы, поэтому более правильней будет называть их просто «струны для классической гитары». Вы так же заметите, что принцип изготовления басовых струн немного отличается от остальных.

А теперь немного истории. До 1940 годов, струны для классической гитары изготавливались из кишок коров или овец. Басовые струны (E, A, D) имели сердечник из шёлковой нити, на которую наматывали кишки животных. Остальные, так называемые высокочастотные струны (E, B, G) изготавливались из чистых кишок (без применения других материалов).

Современные производители используют чистый нейлон, фторуглерод или другие синтетические нити для изготовление высокочастотных струн. Басовые струны имеют многожильные, нейлоновые сердечники, по верх которых наматывают различные металлы или нейлоновую обмотку.

Материалы и тональные характеристики высокочастотных струн

Чистый нейлон: Наиболее популярный материал, который изготовляется из чистого моноволокна нейлона. Очень ценится за свой богатый, чёткий тон.

Очищенный нейлон: Так же изготавливается из чистого нейлона, который затем шлифуется, чтобы создать гладкую поверхность по всей длине струны. Он имеет нежный, ровный тон, чем чистый нейлон.

Чёрный нейлон: Изготовлен из другой композиции нейлона. Имеет тёплый, чистый звук с выделяющимися высокочастотными обертонами. Весьма популярен среди фолк исполнителей.

Материалы и тональные характеристики басовых струн

Как было сказано выше, басовые струны имеют многожильные сердечники, которые оборачиваются различные виды металлических обмоток.

Бронза 80/20: Делается из 80% меди и 20% цинка. Этот сплав имеет ярко выраженный блеск и проекцию. Некоторые производители называют такие струны «золотыми».

Посеребренная медь: Очень гладкий на ощупь материал, который производит довольно тёплый тон. Некоторые производители называют такие струны «серебренными».

Какой-то мужик показывает как правильно поменять струны на классической гитаре

Признаки того, что пора менять струны

  1. Настраивать и держать в строю инструмент становится всё сложнее
  2. Вы видите, что на струнах появилась ржавчина
  3. Оплётка басовых струн будто начала «распутываться»
  4. Появляется диссонанс и нестабильность даже по того, как вы настроили инструмент
  5. Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли струны

Как часто следует менять струны?

К сожалению нет определённого ответа на этот вопрос, но есть некоторые факторы, которые сокращают жизнь вашим струнам:

  • Потливость. Когда вы много играете, ваши пальцы обильно выделяют пот, который попросту разъедает струны.
  • Вы играете весьма агрессивно, т.е. используете множество бендов и жёсткую атаку при игре.
  • Частая игра на инструменте так же износит струны.
  • Вы пользуетесь разными строями гитары и часто перестраиваете инструмент.
  • Держите свои струны в чистоте. После каждой игровой сессии не поленитесь взять сухую, чистую тряпку и попросту протереть их от вашего пота, кусочков кожи с пальцев и грязи. Данная процедура позволит вам значительно продлить жизнь вашим струнам.
  • Мойте руки перед каждой игрой на гитаре, что немного притормозит процесс окисления струн.
  • Вложитесь в приспособление для наматывания струн на колки. Оно поможет вам значительно сократить своё время при замене струн.
  • Покупайте струны по 5-10 комплектов. Так вы сэкономите свои деньги покупая их по оптовой цене.
  • Возможно когда-то на репетиции или выступлении вам понадобиться срочно заменить порванную струну, поэтому держите запасной комплект или отдельные струны в вашем чехле или кейсе.
Рекомендуемый контент:

Какие струны лучше для классической гитары?

Словарь струнных терминов

Как продлить срок службы нейлоновых струн с серебряной обмоткой, в первую очередь 4-й струны?

По сравнению голыми (монолитными) струнами, живучесть струн с обмоткой, так называемых "витых", в 3-10 раз меньше, особенно 4-й струны РЕ, имеющей наиболее тонкую обмотку. Способов в разы увеличить срок службы витых струн не существует, если не считать использования струн, имеющих обмотку из более износостойких сплавов (латунь, бронза), струн с синтетическим покрытием, а также синталических струн, имеющих более толстую обмотку при более тонком общем диаметре. Если речь идет не о пробое обмотки в местах соприкосновения струны с ладами, а о потере струной тембра, то существуют стандартные рекомендации:

  • не играть на гитаре грязными руками;
  • после игры протирать струны от жира пальцев спиртосодержащими жидкостями;
  • не завышать настройку струн;
  • не бить по ним что есть силы (что также будет положительно воспринято всеми домочадцами:))

Правда ли, что нейлоновые струны обрабатывают лазером?

Не совсем так - лазер не обрабатывает струну, а применяется для ускорения измерения диаметра трех первых струн из так называемого "монофиламента" (т.е. монолитной лески), которые не будут подвергаться шлифовке/калибровке для улучшения характеристик их стройности. Леска пролетает через лазерный измеритель с высокой скоростью, который успевает сделать замеры ее калибра несколько сотен раз на метре длины. Одна известная американская фирма с гордостью писала в своем каталоге, что на этой установке также отбраковываются струны с плохой цилиндричностью, порогом которой фирма считает величину отклонения диаметров струн более 0,002 дюйма. Несмотря на три знака после запятой, эта цифра не так уж мизерна (0,05 мм) и такие отклонения вполне ощутимы хорошим музыкантом. Для сравнения, цилиндричность проволоки из стали на одном метре длины примерно в 50 раз точнее - 0,001мм. И хотя сталь намного плотнее лески из карбона, а тем более нейлона, даже с учетом разницы в плотности, синтетическая леска, отобранная на лазерной установке, в несколько раз проигрывает стальной проволоке в цилиндричности. Но без лазерного измерителя дело обстояло бы еще хуже.

Можно ли устанавливать стальные струны на классическую гитару?

Несмотря на то, что общепринято так не поступать, я придерживаюсь другой точки зрения, хотя и с оговорками. Поставим вопрос так - чем вызваны опасения за состояние гитары под стальными струнами? Ответ очевиден - сильным натяжением (и отчасти более быстрым стираем ладов под верхними стальными струнами). Действительно, некоторые стальные струны могут оторвать струнодержатель классической гитары, и чем сильнее их натяжение, тем скорее. Но разве все стальные струны имеют одинаковое натяжение, или все синтетические - нейлон/карбон? Обратимся к фактам: суммарное натяжение комплектов синтетических струн находится в пределах 32-50кг, а стальных 40-100кг. То есть в диапазоне от 40 до 50 кг легкие стальные и тяжелые нейлоновые струны пересекается. Если инструмент может выдержать сверхтяжелые нейлоновые струны, то и со сверхлегкой сталью проблем также не будет, хотя звучание станет другим за счет изменения свойств используемых материалов.

Также замечу, что в продаже сегодня можно найти гитарные струны на стальном тросике, которые анонсируются производителями именно как струны для классической гитары. Конечно, у тросика несколько другие свойства, чем у монолитной стали, однако это все та же почти не тянущаяся сталь (1% удлинения до разрыва), а отнюдь не пластичная синтетика нейлон/карбон (20-25% удлинения до разрыва).

Поэтому мнение о невозможности установки стальных струн на классическую гитару разделить не могу, и считаю, что будет правильней говорить об ограничении использования на классической гитаре любых типов струн, имеющих суммарное натяжение свыше 50 кг. Что касается более нежных мастеровых инструментов, то этот порог желательно снизить до 45 кг.

Что Вы можете сказать о применении струн на стальном тросике для классической гитары?

Несмотря на то, что струны на стальном тросике уже несколько десятилетий с успехом применяются для смычковых инструментов, их применение для гитары началось сравнительно недавно. В России они впервые появились примерно в 2000 году и до сих пор гитаристы к ним относятся с настороженностью. Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости, однако установленные на инструмент они сразу поражают тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков. Это свойство стальной основы, несмотря на многожильность, никуда не девается. Пока даже в Москве и Питере эти струны встречаются редко - они все же слишком необычны, и достаточно дороги (что также не способствует росту их популярности). И хотя несколько раз я встречал эти струны на классических гитарах у бардов, для академических гитаристов их применение - чересчур смелый ход. Пожалуй это еще смелее, чем ставить карбон. Хотя, как знать – на струны тоже бывает мода, а она, как известно, капризна.

Мне должны привезти из Германии мастеровую гитару с увеличенной мензурой 664 мм, но знакомый мастер утверждает, что натяжение струн значительно вырастет и играть станет неудобно. Так ли это?

В последние годы многие западные гитарные лютьеры(мастера) тяготеют к увеличению мензур инструментов. Например, у современных испанских лютьеров мензуры гитар могут достигать 674 мм, причем традиционный размер мензуры 650 мм, являющийся сегодня фабричным стандартом, для них является нижним пределом.

Чтобы вычислить насколько вырастет натяжение струн при изменении мензуры с 650 до 674 мм разделим большее значение на меньшее и возведем полученное число в квадрат. В нашем случае рост натяжения составит (674/650)2=1,075 раза или +7,5%, что равносильно изменению натяжения при подъеме строя на ¼ тона, и, конечно, даже близко не является критичным. Что касается Вашего инструмента с мензурой 664мм, то здесь прирост натяжения и вовсе составит едва заметную величину в 4,4% и будет равносилен подъему строя 650мм гитары чуть более 1/8 тона. Так что привет «мастеру».

И кто только придумал в России название этой профессии?! Во всем мире людей делающих и ремонтирующих струнные инструменты называют со Средних веков либо "лютник" (luthier англ. lutherie фр.), т.е. человек, делающий лютни, либо "изготовитель гитар" (guitar maker, guitar builder), что вполне логично. Мастер - это не профессия, а звание, которое еще нужно заслужить многолетним высоким качеством работы и уровнем знаний. У нас же любой дилетант, отремонтировавший, а тем более сделавший один инструмент, уже "гитарный мастер"!

Я хотел бы поменять строй на гитаре, но боюсь порвать струны, что можете посоветовать?

Как Вы понимаете, с понижением строя никаких проблем с жизнестойкостью струн не будет, а вот с повышением их не избежать. Если Вы все же затеяли это дело, то примите во внимание следующее: в идеале под любой строй и мензуру необходимо рассчитывать и изготавливать специальные струны и классическая гитара здесь не исключение. Давать рекомендации по возможному подъему строя, не зная ни его, ни мензуры инструмента, сложно, хотя, для нормальной мензуры 650мм повышение в пределах тона для самих струн не очень критично. Хуже другое - с каждым полутоном натяжение любой струны возрастает на 12%, в связи с чем, есть риск со временем деформировать сам инструмент, особенно нежный мастеровой. Суммарное натяжение выпускаемых производителями типов струн классической гитары может колебаться в диапазоне 32-50кг., и для нанесения меньшего ущерба инструменту струны легкого/нормального натяжения поднимать по строю менее рискованно, чем сверхсильного. Также необходимо учесть, что самое большое натяжение испытывает первая струна комплекта, и ее перетяжка наименее желательна.

В случае, если Ваш инструмент маломензурный, можно безопасно поднимать натяжение всего комплекта на количество полутонов, которое соответствует разнице в как бы недостающих ладах по сравнению с инструментом, имеющим мензуру 650мм.

Можно ли ставить струны от 7-ми струнной гитары на 6-ти струнную, выбросив одну из струн?

Можно, если комплект струн предназначен для "американского"/бразильского строя E-B-G-D-A-E-B. В этом случае просто не нужно ставить 7-ю струну, рассчитанную на настройку в СИ. Если же струны сделаны под "русский строй" соль-мажор D-B-G-D-B-G-D, то так поступать нежелательно, главным образом потому, что на настроенных не в свой тон струнах играть будет не очень комфортно - будут ощущаться провалы в громкости и жесткости соседних струн, так как разница в настройке на 1 тон меняет силу продольного натяжения струны на 26%. При длительной выдержке с перетяжкой, гриф или сам инструмент, особенно нежный дорогой, может через какое-то время деформироваться. Хорошая гитара спроектирована под определенное сопротивление давлению струн, и нарушать баланс сил рискованно.

Для сравнения выкладываю частоты настройки разных гитар.


Поделиться: