Полис осаго в электронном виде законно ли. Если у вас электронный полис осаго, что и как показывать инспектору гибдд? Нужно ли заверять распечатанный полис в компании

Имея электронный полис ОСАГО, многие водители не знают, что показывать ГИБДД. Следует ли его распечатать и нужно ли возить с собой? Да, так как ГИБДД проверяет наличие полиса.

Что это

Каждый водитель должен оформлять ОСАГО в обязательном порядке. Для этого многие по старинке собирают документы и обращаются в офисы страховых фирм. Но с развитием технологий оформление такого полиса становится все более удобным и простым.

Если водитель заказывает полис ОСАГО по Интернету, то ему предоставляется электронный вариант. По сути, это та же самая страховка. Чтобы приобрести ее, не выходя из дома, нужно соблюсти два условия:

  • числиться в РСА;
  • эти сведения должны совпадать с теми, которые вводит водитель при оформлении полиса.

Кроме того, эти сведения не должны меняться. Например, если у лица сменился адрес регистрации, то получить страховку по Интернету уже не получится . Придется заново вносить данные в РСА, а сделать это может только страховая компания.

Для оформления е-полиса нужно:

  1. Зарегистрироваться на сайте выбранной компании.
  2. Провести расчет. Для этого необходимо воспользоваться специальным калькулятором. При расчете учитываются данные о машине, владельце и т. д.
  3. Далее введенная информация будет проверяться. Если все в порядке, то заявителю предложат продолжить оформление полиса.
  4. Клиенту нужно оплатить стоимость страховки. Существует несколько способов, включая оплату электронными деньгами или банковской карточкой.
  5. После осуществления оплаты на электронную почту заявителя будет отправлен полис в формате *pdf.
  6. Документ можно распечатывать, а его электронную версию сохранить на телефоне.

Оформляя е-полис, необходимо тщательно следить за тем, чтобы при внесении данных не было допущено ошибок. Иначе могут возникнуть следующие негативные последствия:

  • расторжение договора по инициативе страховой компании;
  • штрафные санкции;
  • регрессные требования компании после страхового случая.

У электронных полисов есть некоторые недостатки. В первую очередь это несовершенство базы РСА, в которой нередко можно найти ошибочные сведения. Из-за этого многие водители не могут пройти проверку. Сотрудники ГИБДД расценивают такое несоответствие данных, как отсутствие страхового полиса. Поэтому водителей нередко штрафуют. Размер штрафа составляет 800 рублей.

Для того чтобы успешно оформить е-полис, можно обратиться в свою старую страховую компанию и попросить заново ввести данные в РСА. Некоторые страховщики даже не требуют личного присутствия заявителя, поэтому запрос можно сделать по телефону.

Как пользоваться

Сотрудники ГИБДД имеют право проверять наличие у водителя полиса ОСАГО. А с тех пор, как разрешено оформлять электронную страховку, проверяют и ее. Для этого реквизиты предъявленного документа проверяются по электронной базе. Поэтому водители всегда возят с собой распечатанную страховку.

Справка: если сведения о водителе не будут совпадать с информацией РСА, то сотрудник ГИБДД имеет право оштрафовать его.

Преимущества и недостатки е-полиса

Оформление документов по Интернету для многих граждан остается новшеством. А недостатки современных электронных баз заставляют некоторых водителей отказываться от использования е-полиса. Они говорят: «Я вожу страховку с собой, но при проверке данных база РСА выдает ошибку».

Тем не менее, у этого документа есть свои плюсы:

  • быстрота оформления;
  • страховщик не может навязать клиенту дополнительных услуг;
  • нет необходимости писать заявление и собирать документы;
  • не нужно посещать офис фирмы.

Преимуществ гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Но, естественно, у такого полиса есть некоторые минусы:

  • при оформлении не учитывается безаварийный стаж;
  • при внесении ошибок изменить документ можно только обратившись в офис лично;
  • нельзя оформить полис на новый автомобиль без госномера.

Перед выбором способа оформления страховки следует взвесить все за и против, чтобы осуществить процедуру быстрее.

Стоимость

Цена за е-полис не может быть выше или ниже стоимости за обычный электронный вариант, который оформляется в офисе. Тем не менее, фиксированной цены тоже нет, так как сумма зависит от характеристик автомобиля, региона и т. д. При заполнении онлайн-заявки на полис необходимо следить, чтобы компания не включила в стоимость скрытые платежи за дополнительные услуги.

Важно знать

Оформляя страховку, водитель должен обратить внимание на некоторые важные моменты. К ним относится следующее.

Уже несколько лет граждане России пользуются таким удобным нововведением как электронный полис ОСАГО, но что показывать ГИБДД, когда сотрудник останавливает ТС и по какому принципу вообще работает документ знают не все автомобилисты.

В данной статье мы постараемся как можно подробнее объяснить как же все таки работает договор, который был заключен без личного присутствия собственника, и что делать когда у инспектора возникают вопросы касательно такого полиса. Где узнать, что такое электронный полис Осаго что показывать инспектору ГИБДД в случае проверки.

Если опытный водитель уже знает все ситуации, в которых у него полис ОСАГО электронный будет проверять в обязательном порядке специалист ГИБДД и как это все происходит, то новичку информация предоставленная ниже будет крайне полезна.

Кроме того, учитывая все нововведения страхования даже многие автомобилисты со стажем часто задаются вопросом по новому закону нужно ли постоянно иметь ОСАГО полис при себе? Расскажем самые распространенные ситуации, когда инспектор действительно должен запросить документ.

Поэтому перед тем как предъявлять электронный (или обычный) ОСАГО полис выясните, попадаете ли вы под одну из них :

  1. В госавтоинспекции происходит плановая проверка всех необходимых документов;
  2. ОСАГО - полис электронный или обычный в виде сертификата запрашивают, если были не соблюдены правила ПДД и специалист формирует протокол, чтобы применить штрафную санкцию;
  3. Вы стали участником дорожного проишествия, в результате чего ваш и/или чужой транспорт был поврежден, а кто — нибудь из людей, которые находились внутри от этого пострадал физически.

Конечно, эти ситуации относятся как к владельцам обычного документа — сертификата со всеми его атрибутами (водяной знак, магнитная лента и т.д.) так и к тем, кто заключал контракт со страховой организацией посредством интернета. Как представителям демонстрируется взамен копия ОСАГО — полиса вместо оригинала мы расскажем ниже.

Обязательно ли возить с собой бумажный полис

Те, кто еще ни разу не открывал страховку онлайн часто интересуются действителен ли распечатанный ОСАГО — полис если его открывали онлайн, а не в кабиненте у специалиста — страховщика?

Не забывайте, что процедура его оформления включает в себя такие обязательные этапы :

  • Клиент заключает контракт с организацией только посредством официального сайта;
  • Указывает только корректную информацию о себе и о ТС;
  • Все данные тщательно сверяются и фиксируются в электронной базе;

На почту автовладельцу после оплаты поступает файл, который можно распечатать и положить к остальным документам на авто. Он учитывается специалистами госинспекции также как сертификат — полис.
С 1 января 2018 года осаго полис электронный, который вы можете показывать специалисту ГИБДД будет содержать QR — код, а это уже дополнительное свидетельство о его подлинности.

Кроме того, как и ранее, информация указанная в нем сверяется сотрудниками по специальной базе. Таким образом, сам по себе отпадает вопрос, действует ли ОСАГО — полис электронный даже без оснащенной водяными знаками бумаги, к которой мы все привыкли.

Обязан ли водитель инспектору предъявлять полис страховой в одной из указанных выше ситуаций в 2019 году, если он открыт дистанционно? Конечно. И, как мы уже сказали, чтобы получить этот документ достаточно воспользоваться принтером.

Действительны ли электронные полисы для ГИБДД

Если вы все сделали правильно и указали корректную инфрмацию о себе и ТС, то проблема действителен ли ОСАГО — электронный или нет станет перед вами. Заключенный посредством Интернета контракт также легален для всех госинтстанций, как и тот, который был подписан лично в офисе организации. Так что е — ОСАГО имеет силу и для ГИБДД.

О том, как ДПС — инспектору показать электронный ОСАГО полис мы расскажем дальше. К слову, на сегодняшний день зафиксирован лишь один случай, когда специалист отказался принимать такой документ, но водитель доказал свою правоту через суд.

Но нужно с собой ли ОСАГО страховку возить в 2019 году, если факт ее открытия (или продления) уже зафиксирован в электронной базе? Несомненно. Хотя в документ регулярно вносятся коррективы и совершенствует систему в принципе (для избежания подделок), водитель обязан с собой возить ОСАГО — полис в том варианте, в котором он присутствует у него на данный момент.

Как ОСАГО электронное проверяет ГАИ? Представители данной госинстанции имеют доступ к базе, где фиксируются ТС с открытым (или продленным) договором. Вы же распечатку ОСАГО — электронного полиса предъявите специалисту, а он проверит документ на подлинность своим, установленным законом.

Как инспектор ДПС проверяет полис на подлинность

Чтобы не получить штраф, вам достаточно правильно и своевременно оформить (или переоформить) договор с организацией и показывать ДПС — сотруднику ОСАГО полис электронный в виде распечатки, когда этого потребует ситуация.

Но для уверенности, что это действительно имеет силу многие автолюбители, которые сталкиваются с таким вариантом документа впервые, хотят разузнать как работает схема. Другими словами, им интересно как электронный ОСАГО полис проверяют.

Процедура осуществляется в несколько шагов :

  1. Специалист визуально изучает копию ОСАГО — полиса электронного, которую вам можно с собой возить в качестве оригинала;
  2. Запускает на своем гаджете страницу с базой МВД;
  3. Прописывает там VIN — шифр вашего ТС, а также его госномера;
  4. После того, как поиск запущен получает всю актуальную информацию о состоянии вашего договора со страховщиком.

Вы и самостоятельно можете проверить действительна ли ОСАГО страховка электронная. Для этого посетите портал РСА и осуществите действия.

Что делать, если инспектор не признает полис

У вас могут возникнуть проблемы с ГИБДД на основании того, что специалист не примет во внимание ОСАГО — полис электронный, а точнее его бумажный, напечатанный на обыкновенном принтере дубликат. Начнем с того, что каждый водитель должен понимать, что по факту это и не есть документ. Как же действовать тогда?

  1. Не забывайте о случаях, в каких передается ГИБДД инспектору полис ОСАГО электронный (о них мы уже говорили в первом подзаголовке) - предъявление документа не всегда обязательно;
  2. Приказ МВД о полисе электронном ОСАГО четко обозначает его юридическую силу, аналогично обычному договору, который был подписан в стенах офиса организации;
  3. Перед тем как гаишнику показать ОСАГО-полис электронный, изучите правила пользования, которые прилагаются к нему (присылают на е-майл вместе с основным документом). Там оговаривается, что не сама распечатка имеет законную силу, а серийные номера договора, которые в ней прописаны. Попросите специалиста проверить их в электронном списке МВД (базе);
  4. Если ДПС-ник не идет вам на уступки собирается полиции передавать сведения о отсутствующем договоре и составил протокол для штрафа, вы имеете право обжаловать его решение посредством суда.

Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО

Наличие договора обязательного страхования в виде электронного документа - это ваша полноценная защита от непредвиденных материальных затрат в случае аварии и штрафов.

Чаще встречались проблемы у водителей, имеющих при себе лишь бумажную страховку тогда, когда система только внедрялась :

  • Например, официальные интернет — порталы некоторых страховщиков работали медленно или не запускались;
  • Чтобы иметь возможность лично продать клиенту зачастую ненужные ему услуги, некоторые организации лишь фактически заявляли о возможности открыть договор дистанционно. Таким образом, человек, как правило подписывал контракт даже не вчитываясь в него, потому и переплачивал;
  • Раньше специалисту не всегда удавалось проверить подлинность бумажного дубликата, поскольку база часто зависала. Сейчас это сделать могут не только ДПС-ники, но и все желающие;
  • Несмотря на законность этого вида страхования, многие специалисты поначалу требовали наличие документов со всеми необходимыми атрибутами (специальная бумага, водяные знаки и т.д.).

Такие санкции, как лишение водительских прав грозят вам только в том случае, если полис не был открыт (или продлен) вовсе и вы неоднократно получали штраф за езду без него. Многие задаются вопросом можно ли не возить с собой ОСАГО полис, если он фактически присутствует? Конечно, специалисту не сложно по номерам проверить его актуальность, но он имеет право в этой ситуации оштрафовать вас на 500 рублей.

В чем заключаются преимущества электронного полиса

Все автомобилисты в курсе, что отсутствие полиса влечет за собой неприятные последствия в виде административного наказания. Поэтому иметь при себе полис водитель обязан всегда, но открыть его можно быстро и без переплаты. Почему дистанционное оформление более выгодно?

  1. Чтобы оформить автогражданку не нужно никуда ехать и сидеть в очереди, так вы экономите время;
  2. Регистрация авто осуществляется в течении 3 рабочих дней (максимум);
  3. На сегодняшний день в любой страховой организации предоставляется такая услуга;
  4. Вы демонстрируете ОСАГО — полис электронный как полноценный документ если сотрудники ГАИ остановили вас и они должны его принять (если он прошел проверку);
  5. В случае открытия ОСАГО страховки в 2018 году можно ездить с копией и в случае ее повреждения распечатать договор еще абсолютно бесплатно (с оригиналом так сделать не получится).

Как оформляется электронный полис

Если вы решились на дистанционное оформление страховки, действуте по такой схеме :

  • Выберете организацию, где хотели бы открыть/продлить договор;
  • Откройте интернет портал компании и кликните на ссылку «Онлайн — страхование»;
    При процедуре оформления корректно укажите свои данные, а также информацию о машине;
  • Когда документ оформлен, получить оригинал ОСАГО полиса вы можете онлайн по вашей е-почте;
  • Вся информация сверяется, а затем дублируется в специальной базе, где в дальнейшем сотрудники госавтоинспекции собственно и проверяют ваш ОСАГО полис электронный;
  • Оформленная вами действительна на следующий день после того, как ее выслали на вашу почту.

Покупаем электронное ОСАГО онлайн

Закон РФ гласит, что в электронном виде ваше ОСАГО имеет полную силу, а потому можете смело открывать его дистанционно, сэкономив время и даже средства. Если вы делаете это впервые, изучите рейтинги страховых предприятий, а затем посетите официальные порталы, чтобы уточнить стоимость электронного контракта.

Как онлайн ОСАГО — полис предъявить специалисту ГИБДД мы уже рассказали. Заверять печатью ОСАГО полис электронный в страховой компании не нужно. Достаточно того, что на нем есть серия — номер и QR — шифр (с этого года).

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

Электронное оформление ОСАГО призвано облегчить жизнь страхователей, но использование современных технологий в правовых отношениях порой порождает любопытные противоречия и нестандартные ситуации. К таким нетипичным случаям можно отнести и процедуру подтверждения заключённого договора ОСАГО при электронном оформлении полиса.

Обязанность водителя предъявлять полис ОСАГО

Обязанность водителя иметь при себе действующий полис ОСАГО и демонстрировать его для проведения проверки по требованию автоинспектора относится к общим обязанностям водителя и установлена п. 2.1.1 Правил дорожного движения. Управление автомобилем в отсутствии полиса, если договор фактически заключён и действует, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. Такие действия водителя влекут наложение штрафа в размере 500 рублей.

Отсутствие полиса, в отличие от неисполнения обязанности по страхованию автогражданской ответственности, не влечёт запрет на эксплуатацию автомобиля. Водитель может продолжить движение до места своего жительства или места хранения автомобиля, чтобы устранить выявленное нарушение. Привлечение к ответственности может быть неоднократным - при каждом выявлении факта отсутствия полиса будет выписываться штраф.

Остановка транспортных средств инспектором ГИБДД допускается в строго определённых случаях

Инспектор ГИБДД вправе останавливать транспортное средство и требовать предъявления документов, в том числе полиса ОСАГО, для проверки в строго определённых случаях, установленных п. 84 Административного регламента, утверждённого Приказом МВД от 23.08.2017 г. № 664. Основаниями для остановки проезжающего автомобиля являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства) о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учётов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • необходимость использования транспортного средства;
  • необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
  • необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
  • оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
  • необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
  • угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
  • проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

В обязательном порядке проверка документов осуществляется при прибытии наряда на место ДТП, если участники происшествия не воспользовались правом оформить событие без вызова ГИБДД по так называемым правилам европротокола.

Как предъявить электронный полис ОСАГО инспектору ГИБДД

Согласно ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО», после оплаты страховой премии при онлайн-оформлении договора страховщик направляет на электронный адрес страхователя полис в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Внешне электронный документ представляет собой цветное изображение полностью оформленного стандартного полиса ОСАГО со следующими особенностями:

  • документ носит название «Электронный полис»;
  • электронным полисам присвоена серия ХХХ;
  • в разделе «Особые отметки» имеется указание на электронное оформление договора.

Электронный полис ОСАГО соответствует бумажному

Одновременно с направлением электронного документа страхователю страховщик передаёт сведения о совершившейся сделке в информационную базу РСА. Информация из базы данных используется в качестве подтверждения действительности электронного полиса. Доступ к базе данных открыт для любого пользователя. В соответствующем разделе сайта РСА без регистрации можно получить информацию о статусе полиса, застрахованном водителе и транспортном средстве, указанном в договоре страхования. Сотрудники ГИБДД с помощью специально выданных им электронных средств связи имеют доступ также в свою специализированную базу данных с аналогичной информацией.

В части дальнейших действий страхователя, направленных на подтверждение исполнения обязанности по страхованию, существует определённый пробел. В ФЗ «Об ОСАГО» и Правилах не указано, каким образом страхователь или автовладелец должны подтверждать наличие электронного полиса. К обязанностям страхователя не отнесены распечатка и хранение изображения электронного полиса для представления его сотрудникам ГИБДД. Сама распечатка никак не может считаться ни документом, ни даже надлежащей копией, но предъявить полис сотруднику ГИБДД в силу требований Правил дорожного движения водитель обязан.

На официальном уровне можно сослаться на информацию РСА о необходимости распечатки электронного договора и предъявления его для проверки сотрудникам полиции. На уровне правовых актов имеется указание в п. 6.11 Административного регламента на право инспектора ГИБДД проверять наличие страховки на основании распечатанного на бумажном носителе е-полиса. Но информацию с сайта РСА нельзя отнести к указаниям, подлежащим обязательному исполнению. А действие Административного регламента распространяется на сотрудников полиции и не затрагивает автовладельцев. Нельзя однозначно утверждать как об обязанности водителя иметь при себе распечатку е-полиса и её равноценности бумажному договору, так и об освобождении такого водителя от обязанности представить полис автоинспектору.

Данная ситуация является классическим примером противоречий в законодательстве. Для их устранения необходимо внести соответствующие изменения в п. 2.1.1 ПДД и ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. До законодательного урегулирования подобные противоречия разрешаются судебной практикой.


Для оперативной проверки информации о заключённых электронных договорах ОСАГО инспектора ГИБДД обеспечиваются средствами выхода в интернет

Наиболее очевидным выходом является всё-таки распечатка электронного документа с последующей проверкой сотрудником ГИБДД достоверности указанной в ней информации. С другой стороны, привлечение водителя к ответственности за отсутствие полиса при онлайн-страховании и отсутствии такой распечатки представляется незаконным - исполнить обязанность по предъявлению полиса автовладелец не может в принципе. Демонстрация договора на экране смартфона, планшета или ноутбука также не может рассматриваться в качестве равноценной замены договора.

Проверка действительности электронного ОСАГО производится инспектором на месте по данным распечатки. Проверку можно провести:

  • по серии и номеру полиса;
  • по VIN-коду;
  • по серии и номеру водительского удостоверения;
  • по госрегзнаку автомобиля.

При отсутствии специального оборудования инспектор может проверить сведения по базе РСА с помощью обычных средств связи с выходом в интернет. В крайнем случае сотрудник ГИБДД должен связаться по рации с дежурным и провести проверку через него. В любом случае отсутствие возможности сверить данные по техническим причинам (нет связи, сбои на сайте и прочее) исключает ответственность автовладельца в силу установленной ст. 1.5 КоАП РФ презумпции невиновности.

При желании страхователь может проверить достоверность подписи страховщика в направленном ему вместе с электронным полисом файле в соответствующем разделе портала госуслуг. Результаты проверки можно распечатать и хранить наряду с другими водительскими документами на случай возникновения споров о наличии действующего договора. Страхователь вправе бесплатно получить электронный полис на стандартном бумажном бланке в офисе страховщика. Бумажный экземпляр может быть направлен страховой компанией по почте при предъявлении соответствующего требования за счёт страхователя.

Никаких затруднений распечатка присланного страховщиком изображения полиса ОСАГО (достаточно в чёрно-белом цвете) и её хранение наравне с ПТС и свидетельством о регистрации ТС не составляют. Для автоинспектора этого будет вполне достаточно. Однако для отдельных граждан, позиционирующих себя в качестве самоназначенных правозащитников и борцов за справедливость, недостаточная определённость в этом вопросе является основанием для демонстрации собственного героизма перед сотрудниками ГИБДД, глубоких правовых знаний и развитого интеллекта. Результатами позёрства являются пустая трата времени и нелепые ролики на ютубе.

Видео: «подкованный» в страховании автовладелец и электронное ОСАГО

Что делать, если инспектор ГИБДД не признаёт электронный полис ОСАГО

Спорные ситуации нередко возникали в первые месяцы после появления электронного ОСАГО в 2014 году. Инспекторы не были проинструктированы надлежащим образом, не имели необходимого оборудования, возникали многочисленные технические сбои на сайте РСА. В результате водители незаконно привлекались к ответственности и для защиты своих прав были вынуждены тратить время и силы на отмену постановлений. Позиция судов в таких случаях была однозначно в пользу автовладельцев.

Следствием ненадлежащей работы ГИБДД явилось Письмо ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 №13/12-у-4440, в п. 6.2 которого начальникам местных подразделений предписывалось обеспечить возможность проверки автоинспекторами наличие действующих договоров ОСАГО по базе РСА или внутреннему ресурсу МВД при электронном оформлении полиса. При наличии подтверждающей информации ответственность автовладельца за отсутствие полиса должна быть исключена (ссылка на извлечение из письма).

Из формулировки п. 6.2 Письма можно сделать вывод, что основанием привлечения к ответственности является не отсутствие распечатанного электронного документа, а неподтверждение информации о наличии действующего договора ОСАГО через информационные базы.

Верховный суд такую позицию правоохранителей не разделяет. В п. 8 Постановления Пленума ВС от 16.12.2017 г. № 58 высший судебный орган разъяснил, что отсутствие в информационной системе РСА сведений о договоре ОСАГО не может являться однозначным доказательством неисполнения водителем обязанности по страхованию автогражданской ответственности, а должно оцениваться наряду с другими доказательствами. Судебная практика и ранее исходила из презумпции невиновности автовладельца и недостаточности отсутствия информации в базе данных как единственного аргумента (например, Решение Октябрьского райсуда г. Томска от 14.06.2016 г.).

Сейчас в абсолютном большинстве случаев электронная страховка не вызывает у сотрудников ГИБДД недоумения, и обычная распечатка воспринимается нормально. В то же время исключить возможность встречи с каким-то ортодоксальным автоинспектором нельзя. Истории о выписанных штрафах за отсутствие полиса при электронном страховании периодически появляются в интернете. В ситуации, когда хотят оштрафовать во что бы то ни стало, в первую очередь следует предложить автоинспектору связаться с дежурным и уточнить правомерность совершаемых действий. Возможно, после беседы с дежурным инцидент будет исчерпан. В противном случае придётся использовать процессуальные способы защиты прав.


Если водитель возражает по поводу неисполнения им обязанности по страхованию, инспектор должен составить протокол об административном правонарушении

За отсутствие полиса инспектор ГИБДД вправе самостоятельно вынести постановление об административном правонарушении и назначить штраф по месту обнаружения проступка без составления протокола. Но если водитель возражает относительно совершения им неправомерных действий, то в соответствии с ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ протокол должен быть составлен в обязательном порядке.

При составлении протокола водителю должна быть предоставлена возможность дать свои письменные пояснения. В бланке протокола имеются соответствующие пустые строки, в которых следует указать, что с нарушением не согласен, так как оформлен электронный полис. Копии протокола и постановления должны быть вручены водителю незамедлительно после оформления нарушения.

В течение десяти дней с момента вынесения постановления следует подать жалобу начальнику ГИБДД или в райсуд по месту нахождения отдела ГИБДД. Начальник ГИБДД рассматривает жалобу в десятидневный срок с момента поступления. В суде обжалование производится в течение двух месяцев. Для быстрейшего окончания дела с жалобой целесообразнее обращаться в ГИБДД. До рассмотрения жалобы нельзя оплачивать штраф - это оценивается как косвенное признание вины.

Неправомерность привлечения к ответственности за отсутствие бумажного полиса ОСАГО при наличии действующего электронного договора является очевидной. Никакой начальник не станет спасать честь мундира в таких обстоятельствах и выгораживать автоинспектора. В данном случае не стоит опасаться возможности корпоративных предпочтений у начальника ГИБДД, хотя в более сложных и неоднозначных спорах эффективней судебное обжалование - элементы субъективности иногда могут присутствовать при внутриведомственном разбирательстве. В любом случае рассмотрение жалобы начальником ГИБДД не препятствует дальнейшему обращению в суд при неудовлетворительном для автовладельца решении.

Электронный полис ОСАГО прочно вошёл в быт автовладельцев. Имеющиеся технические и правовые сложности, связанные с нововведением, постепенно устраняются. Возможные неудобства и проблемы, связанные с е-ОСАГО, в конечном счёте будут компенсированы простотой и доступностью оформления договора.

Поделиться: